|
|
|
Природно-хозяйственные зоны России
§ 37. Природные зоны для жизни и деятельности человекаСравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человекаЛюди давно заселили и в разной степени освоили большую часть суши. Природные зоны в своём первозданном виде сохранились лишь в труднодоступных или неблагоприятных для человека уголках планеты. На остальной территории население активно занимается хозяйством. Значительные площади заняты распаханными землями, насаждениями, населёнными пунктами, дорогами и т. д. Поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах (рис. 70). Наиболее сильно изменена природа урбанизированных территорий, а сельская местность в большей степени сохраняет зональную специфику. Сельские поселения неразрывно связаны с природой и сельским хозяйством. Они ориентированы на использование местных ресурсов (земельных, лесных, охотничьих), размещение которых тоже зонально.
В каждой природно-хозяйственной зоне есть свои особенности сельского расселения (рис. 71) и своё направление сельскохозяйственной деятельности (см. Приложение, с. 243). Зональная картина сельского расселении нарушается в высокоурбанизированных районах (Подмосковье, Урал и др.). Высокоинтенсивное пригородное сельское хозяйство и «спальные» функции сельских поселений (когда их жители работают в ближайших городах) приводя! к высокой плотности и сельского населения, и сельских населённых пунктов. Здесь образ жизни селян наиболее приближен к городскому, а сельские посёлки часто застроены многоэтажными домами (например, посёлки городского тина).
Основное задание. В завершение изучения темы выполним обобщающую работу — выберем модели образа жизни и деятельности в сельской местности разных природно-хозяйственных зон, сравнив условия и возможности каждой из них. Результат работы нужно представить в том объёме и в том формате, которые укажет учитель. Это может быть таблица, аналитическая справка, устное сообщение (в том числе в виде электронной презентации) и т. д. Подготовительная работа За время учёбы вы неоднократно пользовались приёмом сравнения, сопоставляя сходства и различия объектов или понятий. Сейчас перед вами стоит более сложная задача, и сравнение — это лишь один из инструментов для её решения. Используя результаты сравнения разных природно-хозяйственных зон, вы должны будете проанализировать их и сделать выбор в пользу той или иной модели жизни и деятельности. Начните с отбора необходимой информации: 1) Сравните характер увлажнения и теплового режима различных зон. 2) Сформулируйте ограничения и преимущества для ведения сельского хозяйства. 3) Сформулируйте ограничения и преимущества для комфортного проживания людей. 4) Определите основные виды хозяйственной деятельности для каждой зоны. 5) Определите особенности сельского расселения для каждой зоны. 6) Отметьте особенности экологической обстановки. Полезный совет. Отобранные данные лучше оформить в виде таблицы.
|
|
|