Главная >> География 8 класс. Алексеев

Хозяйство России

§ 47. Машиностроение России

    Каковы особенности машиностроения. Какова специфика развития машиностроения в России.

Каковы особенности машиностроения в России?

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности как по величине (около 27% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения (бытовая техника, автомобили, компьютеры и др.) определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении — необходимое условие прогресса во всём хозяйстве страны.

Особенность машиностроения — широкие производственные связи предприятий.

Основные отрасли машиностроения

Машиностроение чрезвычайно сложно по своей структуре (рис. 93). Продукция отрасли насчитывает десятки тысяч наименований изделий. В целом это отрасль свободного размещения, где главный фактор — положение завода по отношению к другим машиностроительным заводам. Ведь невозможно, например, на авиационном заводе выпускать абсолютно все мелкие и крупные детали самолёта. Однако и авиационный, и автомобильный, и другие заводы нуждаются во множестве однотипных деталей и узлов. Поэтому в машиностроении развита специализация. 1) на выпуске отдельных деталей и узлов; 2) на выпуске определённых видов готовых изделий; 3) на выполнении одной или нескольких операций технологического цикла. Обратная сторона этого процесса — кооперирование. Крупные современные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих отдельные детали, узлы, материалы, а также со смежниками. Главное условие успешной работы — бесперебойное снабжение предприятий всем необходимым, а значит, хорошие транспортные связи (рис. 94).

Факторы размещения машиностроения

Важный фактор размещения машиностроения — наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров. Для размещения наукоёмкого машиностроения, кроме квалифицированных кадров, важно наличие научного потенциала проектных и научно-исследовательских институтов. Это позволяет создавать самую современную продукцию на основе высоких технологий. Например, появление таких продуктов электронного машиностроения, как электронные компьютерные компоненты, привело к внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоордипатных машин и роботов.

Машиностроение не испытывает жёсткого влияния сырьевого, топливно-энергетического и водного факторов. Однако исторически металлоёмкое машиностроение размещалось вблизи металлургических баз и районов потребления продукции.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО РАЗМЕЩАТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ В ХОРОШО ОСВОЕННЫХ РАЙОНАХ С ГУСТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ.

Какова специфика развития машиностроения в России?

Производство оборудования для чёрной металлургии и горнодобывающей промышленности с самого начала сосредотачивалось на Урале, в меньшей степени — в Сибири. Крупнейшим заводом до 1990-х гг. являлся «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускавший прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и т. д. Сейчас он разделён на несколько предприятий и выпускает продукцию в гораздо меньших объёмах и менее разнообразную.

Велика роль энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на его заводах. На Ижорском заводе производят оборудование для атомных электростанций.

Судостроение со времён Петра I также концентрируется в Санкт-Петербурге. там работает несколько судостроительных заводов, выпускающих в основном военные суда. Атомные подводные лодки выпускают в Северодвинске (Архангельской области). Центром речного судостроения остаётся Нижний Новгород.

Менее металлоёмкие отрасли машиностроения размещаются более свободно. Например, локомотивостроение исторически следовало за железнодорожной сетью страны. Производство тепловозов возникло в Центральном районе, а электровозов — в Новочеркасске.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х тт. в районах производства зерна. Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. Позже возникли и другие центры тракторостроения: Липецк, Владимир, Петрозаводск (тракторы для лесозаготовок), Чебоксары (тракторы для горнодобывающей промышленности и строительства). Продолжается выпуск тракторов на Кировском заводе в Санкт-Петербурге.

Сельскохозяйственное машиностроение — пример тяготения к местам потребления продукции. Крупнейшим в мире заводом по производству зерноуборочных комбайнов долгое время был завод «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону, выпускавший до 90 тыс. комбайнов в год. Сейчас этот завод выпускает лишь несколько тысяч комбайнов в год.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru