|
|
|
Хозяйство России
§ 54. Транспортная инфраструктураЧем хорош и чем неудобен водный транспорт в России. Каковы возможности авиационного транспорта. Чем важны транспортные узлы. Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в России?Водный транспорт — речной и морской — существует с глубокой древности. До развития железнодорожного транспорта реки России были главными естественными путями сообщения. Позже появились каналы. Сегодня речной транспорт специализируется в основном на перевозках минерально-строительных материалов (песок, щебень, галька и др. — 3/4 всех грузов) и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Перевозят также лесные и нефтяные грузы. Россия располагает большой сетью внутренних водных путей (75 тыс. км), которые относятся к различным речным бассейнам. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн (вы уже изучали водные дороги России). Но наиболее значима роль речного транспорта там, где отсутствуют другие его виды, особенно на Крайнем Севере. Лена. Енисей, Обь и другие реки — основные транспортные магистрали на этих территориях, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Речной транспорт играет важную роль в туризме. Нужно только помнить, что в нашем российском климате большая часть рек зимой замерзает, а период навигации не слишком долгий. Кроме того, основные крупные реки текут в меридиональном направлении, а бо́льшая часть грузов движется в широтном — с востока на запад. Поэтому, несмотря на большую общую протяжённость водных путей, речной транспорт у нас используется не так широко, как в более тёплых странах. Преимущество использования морского транспорта — почти неограниченная пропускная способность морских путей. Для пего характерна самая низкая себестоимость перевозок и самая большая единичная грузоподъёмность. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, нефть, — каменный уголь, лес, зерно, руда, металлы. Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для перевозок внутри страны («каботажное плавание») он используется незначительно. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, — Дальний Восток, где северо-восточные территории (Чукотка, Камчатка, Магаданская область) снабжаются всем необходимым из портов южной части района.
Через порты Тихоокеанского бассейна (самые крупные — Владивосток и Находка) идут разнообразные грузы, в том числе экспорт угля и леса в Японию. Балтийский бассейн обеспечивает связи со странами Европы, Америки. Основные порты — Санкт-Петербург и построенный недавно к северу от него нефтеэкспортный Приморск, а также Усть-Луга, Выборг, Калининград. Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи России со странами Европы и Африки. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Севастополь. Основная задача морских портов Северного бассейна — обеспечение торговых связей с государствами Европы и Америки, а также обслуживание Северного морского пути. Самые крупные порты: на Белом море — Архангельск (лесной экспорт), на Баренцевом море — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов).
Каковы возможности авиационного транспорта России?Авиационный транспорт очень дорогой вид транспорта. Поэтому его важнейшая специализация — перевозка пассажиров на дальние расстояния (4/5 всех перевозок). Из грузов авиационным транспортом перевозят в основном срочные грузы, скоропортящиеся продукты, цветы. Однако в России (а ранее — в Советском Союзе) этот вид транспорта получил большое развитие. Огромные размеры территории, большое количество труднодоступных районов требуют существования разветвлённой системы воздушных перевозок и хорошо оснащённого современного парка самолётов и вертолётов. Неудивительно, что в России самые протяжённые в мире авиамаршруты и авиационный транспорт охватывает почти все районы страны. Однако глубокий экономический кризис 1990-х гг. привёл к значительному снижению объёма перевозок грузов и пассажиров, износу воздушных судов. Лишь в последние годы начались положительные изменения — реконструкция и строительство новых аэропортов, обновление авиапарка, развитие системы надёжных авиакомпаний и др.
Главные авиатрассы России соединяют крупнейшие города европейской части с Сибирью и Дальним Востоком через основные узлы авиасообщений — Москву (30% всех отправлений), Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск. Москва имеет прямое международное сообщение и с большинством стран мира. Не меньшее значение для россиян имеют и местные авиамаршруты, прежде всего в северных и труд под осту иных районах. Часто в этих местах небольшими самолётами и особенно вертолётами пользуются геологи, врачи, нефтяники, работающие вахтовым методом, и др.
|
|
|