|
|
|
Хозяйство России
§ 55. Социальная инфраструктура РоссииЧто такое сфера услуг и какие отрасли её образуют. Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация обслуживания в городах и в сельской местности. Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют?
Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса (см. рис. 110 на с. 212) формируется из отраслей третичного сектора экономики в виде сферы услуг. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актёр, врач и др.). От развития социальной инфраструктуры зависит качество жизни человека. Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к потребигелю, он их должен сначала купить в магазине, а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их иногда ремонтировать. Во-вторых, услуги, не существующие отдельно от их исполнителя (предоставление блага в форме деятельности): услуги врача, учителя, актёра. Вместе с развитием человеческой деятельности растёт разнообразие видов услуг (рис.. 114).
Размещение предприятий сферы услуг совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но и в пределах каждого из них — между сельской местностью и городом.
Какова территориальная организация сферы услуг?Территориальная организация сферы услуг включает: 1) размещение учреждений; 2) связи между ними; 3) передвижения населения к местам получения услуг или, наоборот, «выезд услуг» к населению (автолавки, выезд врача и т. д.).
Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса (рис. 115). Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Эпизодические услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже), — покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристические поездки. Промежуточное положение занимают периодические услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что, чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причём «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства зто может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в местах пересадок). А главное для услуг эпизодических качество обслуживания: для выбора телевизора или для консультации с врачом каждый предпочтёт обратиться в специализированное, оснащённое по последнему слову техники учреждение с наиболее квалифицированным персоналом, даже если оно и расположено довольно далеко.
Примером территориальной системы обслуживания является медицинское обслуживание. Оно часто имеет следующую иерархию учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь. Врачебная помощь оказывается уже на следующем уровне, а специализированная — на более высоком уровне. При этом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своём ведении несколько учреждений рангом ниже: каждая участковая больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и т. д.
|
|
|