Главная >> География 8 класс. Алексеев

Хозяйство России

§ 55. Социальная инфраструктура России

    Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют. Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация обслуживания в городах и в сельской местности.

Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют?

Услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса (см. рис. 110 на с. 212) формируется из отраслей третичного сектора экономики в виде сферы услуг. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актёр, врач и др.). От развития социальной инфраструктуры зависит качество жизни человека.

Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к потребигелю, он их должен сначала купить в магазине, а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их иногда ремонтировать. Во-вторых, услуги, не существующие отдельно от их исполнителя (предоставление блага в форме деятельности): услуги врача, учителя, актёра. Вместе с развитием человеческой деятельности растёт разнообразие видов услуг (рис.. 114).

сферы услуг

Размещение предприятий сферы услуг совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но и в пределах каждого из них — между сельской местностью и городом.

ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ ТАК ЖЕ РАЗНООБРАЗНЫ, КАК И ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ИХ НАБОР УВЕЛИЧИВАЕТСЯ И МЕНЯЕТСЯ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА.

Какова территориальная организация сферы услуг?

Территориальная организация сферы услуг включает: 1) размещение учреждений; 2) связи между ними; 3) передвижения населения к местам получения услуг или, наоборот, «выезд услуг» к населению (автолавки, выезд врача и т. д.).

Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания.

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса (рис. 115). Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Эпизодические услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже), — покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристические поездки. Промежуточное положение занимают периодические услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что, чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причём «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства зто может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в местах пересадок). А главное для услуг эпизодических качество обслуживания: для выбора телевизора или для консультации с врачом каждый предпочтёт обратиться в специализированное, оснащённое по последнему слову техники учреждение с наиболее квалифицированным персоналом, даже если оно и расположено довольно далеко.

    Факторы размещения объектов сферы услуг

Примером территориальной системы обслуживания является медицинское обслуживание. Оно часто имеет следующую иерархию учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь. Врачебная помощь оказывается уже на следующем уровне, а специализированная — на более высоком уровне. При этом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своём ведении несколько учреждений рангом ниже: каждая участковая больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и т. д.

ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСЛУГ ПОВСЕДНЕВНЫХ — БЛИЗОСТЬ К МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ ТРАССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ЛЮДЕЙ. ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСЛУГ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ — КАЧЕСТВО.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru