|
|
|
Хозяйство России
§ 57. Информационная инфраструктура РоссииПочему информация и связь играют определяющую роль в современной экономике. Как формируется информационное пространство. Как влияет система связи на территориальную организацию общества. Почему информация и связь играют определяющую роль в современной экономике?Особое место среди отраслей третичного сектора экономики занимает связь. Точно так же, как по сухопутным, водным, воздушным дорогам сегодня перемещаются колоссальные потоки грузов и пассажиров, по линиям и каналам связи проходят (транспортируются) гигантские потоки информации. Человеческое общество не могло бы развиваться без возможности обмена информацией, а средством её приёма и передачи с древнейших времён служит связь. Вместе с усложнением хозяйственной деятельности совершенствовались способы создания, обработки, хранения и передачи информации. От стенки пещеры, папируса, бересты человечество дошло до экранов электронных устройств (компьютера, телефона), активно теснящих даже бумагу, от собраний фолиантов и рядов архивных полок — до лазерных дисков и электронных накопителей, от гонцов, почтовых карет и вагонов — до электронной почты. Почтовая связь оставалась главенствующей много веков. Первый мощный прорыв произошёл в XIX в., когда появилась электрическая связь — сначала проводная, а затем и беспроводная. Изобретение телеграфа, телефона и в особенности радио открыло широкие возможности для технических усовершенствований средств связи. Другой прорыв связан с научно-технической революцией XX в. и «информационным взрывом» в последней трети XX в. на фоне бурного развития электроники, использования лазерного луча, компьютеров, Интернета, спутниковых систем. Объёмы информации в современном обществе растут высочайшими темпами, и усиление её роли принимает всеобщий характер. Неизмеримо выросли потребности в быстрых контактах, как личных, так и профессиональных. В этих условиях исключительное значение приобретает скорость обработки и передачи информации на любые расстояния с наименьшими затратами. Л доступ к информации и обладание информационными системами и селями обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.
Как формируется информационное пространство?Информация — ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи (получения), обогащения (обработки), хранения, транспортировки (передачи) и потребления.
Получение и хранение информации (в базах данных и др.) составляет основу информационных ресурсов. Важно, чтобы ресурсы были массово доступны. Для аффективной обработки и передачи информации необходимы современные технологии и мощные телекоммуникации («связь на расстоянии» — от латинского слова communicatio — делать общим, связывать и греческого tele — вдаль, далеко). Если взаимосвязи в этой сложной системе налажены, т. е. создана надёжная инфраструктура, можно говорить о едином информационном пространстве (рис. 116). Именно такая задача остро стоит перед Россией. Информационная индустрия в ближайшее десятилетие должна стать одной из ведущих отраслей экономики.
Стремительное расширение информационных возможностей одновременно влечёт за собой необходимость проверки её достоверности и обеспечения информационной безопасности. Поэтому постоянно совершенствуются средства защиты персональных данных, государственной и коммерческой тайны. Разрабатываются, а главное, обновляются антивирусные программы. Ведь некоторые вирусы в состоянии сильно навредить экономике страны и даже вызвать угрозу техногенных катастроф. Большое значение имеют также качество и структура информационных продуктов и услуг, производимых в стране. Например, из России утекает немало научной информации и сведений об исследовательской деятельности, а поступают, наоборот, в основном материалы познавательного или развлекательного характера. Такой неравноценный обмен информацией не позволит России занять достойное место на информационном рынке. Для нашей страны важно, во-первых, создавать ценную и интересную для других информацию, а во-вторых, технически контролировать часть телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.
|
|
|