Главная >> География 9 класс. Алексеев

Регионы России

§ 10. Географическая исследовательская практика

Анализируем проблему

    О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель...

      А. С. Пушкин

Работа с материалом параграфа — это фактически ваша географическая исследовательская практика. Она поможет вам научиться работать с различными источниками информации, познать радость исследовательской деятельности, проявить творческий подход, смекалку, энтузиазм, принять участие в решении реальных географических проблем. Вы будете заниматься ею в форме учебных проектов, подготовки рефератов, дискуссий, докладов и презентаций.

Особенность географической исследовательской практики в том, что это ваш личный труд, ваш личный результат, ваш личный успех. Работу вы будете выполнять самостоятельно или в группе с товарищами, что не исключает, конечно, консультаций с преподавателями, родителями, специалистами. Каждый из вас обладает какими-либо способностями. География в этом отношении открывает большие возможности для тех, кто склонен к логическому мышлению, кто обладает чувством прекрасного, стремится найти ответы на поставленные вопросы.

В работе с информацией, как вы уже знаете, важно уметь правильно читать, т. е. работать с текстом. Познакомьтесь со схемой — это ваш помощник:

Изучающее чтение

Первой географической практикой для вас будет попытка анализа проблемы на основе составления тезисов (тезисы — положения, утверждения, выводы), выписок основных суждений ученых.

Вспомните, как важно правильно организовать работу. Приступая к изучению проблемы, необходимо:

    1) определить для себя конечные цели и задачи;
    2) выделить время и попытаться как можно глубже осмыслить проблему;
    3) подобрать источники информации, которые могут быть вам полезны;
    4) обработать информацию в соответствии с поставленной задачей. Это означает, что на основе изучения разных материалов и собственных мыслей вы оформляете итоговый материал.

Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»

Внимание! Ваш маршрутный лист исследователя: составление тезисов и решение.

1. Подберите 2—3 текста по заявленной проблеме. Используйте, кроме учебника, тематические картотеки библиотек и поисковые системы Интернета.

2. Составьте тезисы выбранных вами научных статей с указанием автора, названия статьи, названия источника (журнал, сайт и т. д.).

Внимание! Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если тезисы излагаются вами, тогда они формулируются свободно. В качестве помощника используйте таблицу — в ней указаны глаголы, которые могут вам пригодиться.

3. Выясните, что объединяет авторов указанных статей по решению исследуемой проблемы.

4. Отметьте, как авторы предлагают решить проблему.

5. Проведите перекрестную дискуссию по заявленной проблеме.

Внимание! Перекрестная дискуссия — это разговор с самим собой, который помогает увидеть проблему с двух сторон и, следовательно, избежать одностороннего суждения.

С этой целью попытайтесь выступить в двух амплуа: сторонника и противника. В качестве помощника используйте форму таблицы:

6. Заполните таблицу и приложите к подготовленным тезисам.

 

 

???????@Mail.ru