Главная >> География 9 класс. Алексеев

Центральная Россия

§ 18. Готовимся к дискуссии

    В общении все дни проходят наши, но искусство
    общаться — удел немногих, однако ж тех, кто сии
    мудрые законы знает и с пользою их применяет.

      М. В. Ломоносов

От умения вести диалог, включаться в дискуссию (спор) нередко зависит успех дела, личная карьера, выбор решения, уважение окружающих. Участвуя в дискуссиях, вы научитесь:

    — отстаивать свою позицию:

    —анализировать важные современные проблемы (в том числе географические) и обосновывать подходы к их решению;

    — работать в команде;

    — логически и критически мыслить;

    — привлекать из разных источников аргументы для убеждения своего соперника;

    — концентрироваться на сути проблемы.

Подготовьтесь к дискуссии на примере темы «Рост Москвы — это хорошо или плохо?».

1. Изучите материал по теме дискуссии (см.: «Опорная информация»). Желательно также воспользоваться дополнительной литературой, ресурсами Интернета, географическими картами, трехмерными изображениями территории (используйте программу Google Earth). Это поможет получить интересные статистические данные, найти подходящие цитаты и т. д. Важно, чтобы информация была доказательной.

2. Определите, какую позицию вы будете отстаивать в дискуссии. От умения аргументировать (приводить доказательные доводы на основе имеющейся информации), убедительно обосновывать свое мнение во многом зависит ваш успех. Используйте знания не только географии, но и других предметов. Предварительно систематизируйте свои аргументы, делая записи, например в табличной форме.

Подсказка. Обратите внимание на следующие вопросы: какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать? Чем, на ваш взгляд, обусловлен рост Москвы?

3. Подготовьтесь к выступлению, используя полезные советы:

    • будьте терпимы к различным противоречивым взглядам, уважайте оппонента;

    • преодолевайте собственную нерешительность, неуверенность в своих силах, старайтесь выступать в качестве лидера;

    • будьте убедительны, рассуждайте, не отклоняйтесь от основной темы;

    • не читайте материалы (говорите своими словами, не монотонно), не делайте длинные паузы в речи;

    • нельзя участвовать в дискуссиях только ради того, чтобы выиграть, главное — желание совершенствоваться, обогащаться знаниями.

Сформулируйте другие темы для проведения дискуссий по географии России, обсудите их с одноклассниками. Предложите учителю провести одну из них на уроке.

    Опорная информация

До каких пор будет расти Москва?

За время, прошедшее после распада СССР (1991—2012), все население России сократилось с 149 до 143 млн человек. При этом на 1,5 млн человек сократилось население Дальнего Востока (с 8 до 6,5 млн чел.) и Восточной Сибири (с 12 до 10,5 млн чел.). За тот же период население Москвы выросло, по официальным данным, на 2,5 млн человек (с 8 до 10,5 млн чел.), а Московской области — на 0,5 млн человек (с 6 до 6,5 млн чел.). При этом учет населения в Московском столичном регионе был весьма неполным, и фактическое население здесь примерно на 2—3 млн человек больше, чем учтенное. Уже сейчас в Москве и Подмосковье живет больше людей, чем на территории, расположенной между Енисеем и Тихим океаном. Это означает, что если раньше росло все население России — и Москва, и восточные районы, то теперь население России не только в целом сокращается, но и «перемещается» с востока на запад.

Несмотря на быстрый рост населения Московского региона, безработица здесь — самая низкая в России! Другими словами, несмотря на то что желающих работать все больше и больше, число рабочих мест растет еще быстрее. Кроме того, вспомните, что в Москве и Подмосковье были сосредоточены такие отрасли, в которых сокращение занятости было очень большим, — военно-промышленный комплекс и тесно связанная с ним наука. Значит, все, потерявшие там работу, устроились на другие места. На какие?

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru