|
|
|
Азиатская Россия
§ 42. Сибирь: хозяйствоКогда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции. Какова была роль Транссибирской магистрали. Как развивалась Сибирь в советский период. Какова роль Сибири в хозяйстве России. Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции?Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты. В истории России сохранился такой факт. В 1748 г. М. В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской науки на десятке подвод везти 3,5 т медных монет. Серебро и золото приходилось закупать за границей. Открытие в середине XVIII в. месторождений серебра в предгорьях Алтая предопределило строительство близ речки Барнаулки завода, который впоследствии стал выплавлять из алтайских руд и медь. Другой район горной промышленности возник в районе Нерчинска в Забайкалье, где работали вначале сереброплавильные, а затем и свинцовые заводы. Установившиеся в начале XVIII в. связи между Россией и Китаем способствовали возникновению на юге Сибири (в Забайкалье) центра торговли Кяхты, которая с 1743 г. стала торговой слободой. Через Кяхту в Китай ввозились сукно, меха, мануфактура, а из Китая в Россию — чай и шелк. Разбогатевшие на торговле кяхтинские купцы часть своих средств направляли на благоустройство города, поэтому современная Кяхта — город с обилием архитектурных сооружений XVIII—XIX вв.
Какова была роль Транссибирской магистрали?Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 г. одновременно из Челябинска и Владивостока. К 1903 г. она в основном была построена (кроме участка вокруг Байкала, который был завершен лишь в 1904—1905 гг.). Первоначально Транссибирская магистраль проходила через Маньчжурию (так называемая Китайско-Восточная железная дорога — КВЖД), а участок Чита — Хабаровск на территории России был построен лишь в 1916 г. Транссиб резко улучшил стратегическое положение Сибири, Дальнего Востока России — теперь они были связаны с Европейской Россией постоянной устойчивой связью. Это очень пригодилось в период Русско-японской войны (1904—1905), когда даже при господстве на море японского флота русская армия в Маньчжурии продолжала снабжаться всем необходимым. Строительство магистрали изменило и хозяйственную ситуацию в Сибири. Теперь отсюда можно было вывозить не только меха и драгоценные металлы (т. е. товары высокой стоимости, для которых расходы на перевозку имеют небольшое значение), но и многие другие товары сибирского производства. Новыми предметами экспорта Сибири стали масло и зерно. После строительства магистрали резко возрос приток переселенцев в Сибирь. Подавляющее число переселенцев, прибывших по новой железной дороге, осело в южной части Западной Сибири.
|
|
|