|
|
|
ОбобщениеИтак, вы рассмотрели последний раздел учебника по географии России. Авторы старались, чтобы, изучая географию нашей страны, вы учились думать, наблюдать, анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. По нашему мнению, главное — осознать и прочувствовать основные выводы. Первый вывод. Наша страна, огромная по территории, крайне неоднородна и многообразна. Россия — это даже не просто страна, это «страна стран». Насколько различны ее регионы! Заболоченная тундра с оленьими пастбищами и виноградники в предгорьях Кавказа, огромные городские агломерации и почти незаселенные территории, Центральная Россия и Дальний Восток. Вы теперь уже сами можете привести примеры не похожих друг на друга регионов. Есть такой логический прием: мы можем лучше оценить значение любого явления, если мысленно представим себе его отсутствие. Представим себе, что территория нашей страны однородна, например сплошная, поросшая лесом равнина или степь без конца и края... Насколько все же разнообразная (и разнообразная) страна богаче однородной! Второй вывод. Природа, население и хозяйство каждого района тесно связаны между собой. Эти связи лучше всего проявляются на территории, в территориальных системах. Чтобы оценить современное состояние района, прогнозировать его развитие, необходимо рассматривать территориальные системы в целом, или, как говорят географы, комплексно. Третий вывод. Сила, благополучие и процветание России — в единстве ее регионов. Именно потому, что районы России разные, они дополняют друг друга, каждый из них занимается «своим делом». На Урале выплавляют металл и выпускают машины, а в Черноземье возделывают пшеницу, на Дальнем Востоке ловят рыбу, а на Северном Кавказе выращивают подсолнечник. Эффективность хозяйства многократно возрастает оттого, что регионы обмениваются продуктами своего труда, помогают друг другу, совместно участвуют в решении общероссийских проблем. Где бы мы ни жили, все мы 4- граждане одной великой страны, россияне. У нас общая история — и героическая, и трагическая. У нас огромные природные богатства. У нас трудолюбивый, образованный, талантливый народ. У нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, если избежим смут и конфликтов, то нам по плечу любые задачи. Вы жители XXI века. XXI век — век «информационного взрыва», невиданных технических возможностей человека. Но этими возможностями надо очень рационально пользоваться, чтобы не испортить среду обитания человека, не ухудшить его условия жизни из-за непредвиденных последствий наших решений. В этом вам поможет география, задача которой — научить учитывать местные условия. Чем бы вы ни собирались заниматься, надо вначале представить себе, «впишется» ли эта деятельность в конкретные условия города, села, района, где вы живете. Нужно ли местным жителям (ийи жителям других регионов) то, что вы собираетесь делать? И будет ли ваша деятельность эффективной? Таким образом, назначение географии — помогать человеку ориентироваться в разнообразном мире, вырабатывать оптимальную стратегию своей деятельности с учетом конкретных условий каждой территории.
|
|
|