Главная >> География 9 класс. Домогацких

Экономические районы России

Волго-Вятский район

Промышленность Волго-Вятского района

Население и хозяйство района обеспечивают энергией Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, а также тепловые электростанции. Однако они не покрывают всех потребностей в электроэнергии. Часть недостающей электроэнергии поступает из других районов страны.

Ведущая отрасль промышленности Волго-Вятского района — машиностроение. В промышленности развиты многие отрасли, требующие высококвалифицированного труда. Здесь производятся сложные фрезерные и деревообрабатывающие станки, электроизмерительные приборы, телевизоры, инструменты. Но главной отраслью машиностроения является автомобилестроение. Производство легковых и грузовых автомобилей ранее было организовано на крупном Горьковском автозаводе (ГАЗ), находящемся в Нижнем Новгороде (рис. 104). В районе выпускаются автобусы (Павлово), самосвалы (Саранск); есть и моторный завод. Один из старейших заводов Нижнего Новгорода — «Красное Сормово» — производит речные суда, которые используются в бассейне Волги.

    «Победа» — легендарная машина Горьковского автозавода

Мощность местных заводов передельной металлургии недостаточна для обеспечения машиностроения необходимым количеством металла. Поэтому он завозится с Урала.

В районе много производств, обслуживающих автомобилестроение: стекольная промышленность выпускает техническое (автомобильное) стекло, текстильная — технические и льняные ткани. Химический комплекс производит резинотехнические изделия, автомобильные шины, искусственные кожи, пластмассы.

На сибирской и поволжской нефти работает нефтеперерабатывающий завод в Кстово.

Волго-Вятский район — один из главных районов лесной промышленности Европейской России. Местная заготовка древесины обеспечивает сырьём предприятия по деревообработке, производству фанеры, мебели, спичек и др. В районе действуют несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов. Здесь налажено производство продукции лесной химии.

Сельское хозяйство Волго-Вятского района

Природные условия района недостаточно благоприятны для эффективного земледелия. Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство, в котором преобладает скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Большое значение также имеет овцеводство, кролиководство, птицеводство и пчеловодство.

В растениеводстве значительное место занимает производство кормовых культур, картофеля. Кроме того, здесь выращивают озимую рожь, лён-долгунец, яровую пшеницу, гречиху и сахарную свёклу.

Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района

В районе используются все виды транспорта. Характерной чертой является относительно высокая доля речного транспорта в пассажирских и особенно в грузовых перевозках {рис. 105). Это связано с расположением крупных городов района на берегах Волги и её притоков — Вятки, Ветлуги и Оки. Тем не менее главным видом транспорта, обеспечивающим основной (как и в большинстве районов страны) грузо- и пассажирооборот, остаётся железнодорожный. Сеть железных дорог функционирует во взаимодействии с работой речных портов, которые находятся в местах пересечения рек железнодорожными магистралями. В таких транспортных узлах может производиться смена вида транспорта для перевозки определённых грузов. По территории района проходит несколько нефте- и газопроводов из Поволжья, Урала и Западной Сибири.

    Речные перевозки

Ввоз товаров в Волго-Вятский район больше, чем вывоз. На его территорию ввозятся нефть, газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, зерно и др. За границы района вывозятся автомобили, станки, тракторы, речные суда, лес и лесоматериалы, бумага, картон, изделия лёгкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и т.п.).

    Повторим главное

1. Состав района: Кировская и Нижегородская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. В районе находится третий по числу жителей город страны — Нижний Новгород. В населении преобладают русские, из других национальностей наиболее многочисленны чуваши, мордва, марийцы, татары.

2. Природные ресурсы незначительны. Исключение составляют богатые лесные и водные ресурсы. Район занимает выгодное транзитное положение на пересечении широтных и меридиональных транспортных путей.

3. Специализация района: транспортное машиностроение, другое трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение, а также ряд дополняющих его отраслей (нефтепереработка, производство красителей, шин, пластмасс и др.). Развита также лесная промышленность.

    Проверим знания

1. Какие субъекты Федерации входят в состав Волго-Вятского района? 2. Какие отрасли, обслуживающие автомобилестроение, развиты в районе? 3. Какая продукция вывозится из Волго-Вятского района?

    А теперь более сложные вопросы

1. Что позволяет объединять Волго-Вятский район вместе с Центральным и Центрально-Чернозёмным в регион Центральная Россия? 2. Какой фактор определил развитие автомобилестроения в районе? 3. Проанализируйте состав грузов, вывозимых и ввозимых в регион.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru