|
|
|
Экономические районы России
Волго-Вятский районПромышленность Волго-Вятского районаНаселение и хозяйство района обеспечивают энергией Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, а также тепловые электростанции. Однако они не покрывают всех потребностей в электроэнергии. Часть недостающей электроэнергии поступает из других районов страны. Ведущая отрасль промышленности Волго-Вятского района — машиностроение. В промышленности развиты многие отрасли, требующие высококвалифицированного труда. Здесь производятся сложные фрезерные и деревообрабатывающие станки, электроизмерительные приборы, телевизоры, инструменты. Но главной отраслью машиностроения является автомобилестроение. Производство легковых и грузовых автомобилей ранее было организовано на крупном Горьковском автозаводе (ГАЗ), находящемся в Нижнем Новгороде (рис. 104). В районе выпускаются автобусы (Павлово), самосвалы (Саранск); есть и моторный завод. Один из старейших заводов Нижнего Новгорода — «Красное Сормово» — производит речные суда, которые используются в бассейне Волги.
Мощность местных заводов передельной металлургии недостаточна для обеспечения машиностроения необходимым количеством металла. Поэтому он завозится с Урала. В районе много производств, обслуживающих автомобилестроение: стекольная промышленность выпускает техническое (автомобильное) стекло, текстильная — технические и льняные ткани. Химический комплекс производит резинотехнические изделия, автомобильные шины, искусственные кожи, пластмассы. На сибирской и поволжской нефти работает нефтеперерабатывающий завод в Кстово. Волго-Вятский район — один из главных районов лесной промышленности Европейской России. Местная заготовка древесины обеспечивает сырьём предприятия по деревообработке, производству фанеры, мебели, спичек и др. В районе действуют несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов. Здесь налажено производство продукции лесной химии. Сельское хозяйство Волго-Вятского районаПриродные условия района недостаточно благоприятны для эффективного земледелия. Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство, в котором преобладает скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Большое значение также имеет овцеводство, кролиководство, птицеводство и пчеловодство. В растениеводстве значительное место занимает производство кормовых культур, картофеля. Кроме того, здесь выращивают озимую рожь, лён-долгунец, яровую пшеницу, гречиху и сахарную свёклу. Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского районаВ районе используются все виды транспорта. Характерной чертой является относительно высокая доля речного транспорта в пассажирских и особенно в грузовых перевозках {рис. 105). Это связано с расположением крупных городов района на берегах Волги и её притоков — Вятки, Ветлуги и Оки. Тем не менее главным видом транспорта, обеспечивающим основной (как и в большинстве районов страны) грузо- и пассажирооборот, остаётся железнодорожный. Сеть железных дорог функционирует во взаимодействии с работой речных портов, которые находятся в местах пересечения рек железнодорожными магистралями. В таких транспортных узлах может производиться смена вида транспорта для перевозки определённых грузов. По территории района проходит несколько нефте- и газопроводов из Поволжья, Урала и Западной Сибири.
Ввоз товаров в Волго-Вятский район больше, чем вывоз. На его территорию ввозятся нефть, газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, зерно и др. За границы района вывозятся автомобили, станки, тракторы, речные суда, лес и лесоматериалы, бумага, картон, изделия лёгкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и т.п.).
Проверим знания 1. Какие субъекты Федерации входят в состав Волго-Вятского района? 2. Какие отрасли, обслуживающие автомобилестроение, развиты в районе? 3. Какая продукция вывозится из Волго-Вятского района? А теперь более сложные вопросы 1. Что позволяет объединять Волго-Вятский район вместе с Центральным и Центрально-Чернозёмным в регион Центральная Россия? 2. Какой фактор определил развитие автомобилестроения в районе? 3. Проанализируйте состав грузов, вывозимых и ввозимых в регион.
|
|
|