24. Домашние экспериментальные задания:
Второй уровень
24.17. Оцените, какое давление вы можете оказать ладонью, пальцем? отверткой? шилом? Произведите сами необходимые измерения.
24.18. Какой гранью надо положить кирпич (или прямоугольный брусок) на горизонтальную поверхность стола, чтобы давление его на стол было наименьшим? наибольшим? Определите это давление с помощью линейки и динамометра.
24.19. Вынесите из теплой комнаты на мороз хорошо накачанный волейбольный мяч. Что вам придется сделать: подкачать мяч или выпустить из него часть воздуха? Почему?
24.20. Завяжите слабо надутый воздушный шарик. Сожмите шарик в каком-либо месте. Что произойдет с остальной частью шарика? Почему? Объясните.
24.21. Какую форму принимает детский воздушный шарик, когда его надувают? когда в него наливают воду? Ответ обоснуйте и подтвердите опытом.
24.22. Возьмите пустой пакет из-под молока со срезанным углом. Втяните в себя воздух из него через срез. Что происходит при этом с пакетом? Почему?
24.23. Возьмите дома медицинскую грелку и бутылку. Наполните их водой. Сравните, как выливается вода из грелки и из бутылки. Выясните, почему при выливании воды из медицинской грелки не слышно такого бульканья, как при выливании воды из стеклянной бутылки.
24.24. С помощью линейки определите давление подсолнечного масла на дно стакана. Изменится ли и как давление на дно данного стакана, если вместо подсолнечного масла в него налить такой же объем воды? спирта? молока? Определите это давление.
24.25. Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменилось при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора соли на дно в этом случае.
24.26. Погрузите стакан в воду, переверните его под водой вверх дном и затем медленно вытаскивайте из воды. Почему вода не выливается из стакана, пока его края находятся под водой?
24.27. Придумайте опыты, с помощью которых можно выяснить, от каких величин зависит выталкивающая сила.
24.28. Придумайте опыты, с помощью которых можно доказать, что выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
24.29. Опустите сырую картофелину в стеклянную банку с пресной водой. Почему она тонет? Как будет вести себя картофелина, если в воду насыпать соль? Медленно высыпая соль и размешивая воду, добейтесь того, чтобы картофелина могла плавать в толще воды, будучи полностью в нее погруженной. Какой должна быть плотность соленой воды, чтобы это было возможным?
24.30. Возьмите два деревянных кубика различной плотности и стакан с водой. Опытным путем выясните, у какого из кубиков плотность больше и во сколько раз.
24.31. Бросьте в воду кусочек пластилина. Пластилин утонет. Добейтесь того, чтобы этот пластилин плавал, частично погрузившись в воду. Объясните, почему пластилин в одном случае тонет, а в другом плавает.
24.32. Налейте в стакан с подсолнечным маслом воды. Выясните, как расположатся в стакане данные жидкости. Объясните почему.
24.33. Из куска доски изготовьте модель плота грузоподъемностью 3 Н. Для этого рассчитайте необходимый объем плота и подберите его линейные размеры. Экспериментально проверьте ваши расчеты.
24.34. Налейте в стакан сильно газированную воду. Бросьте в нее виноградинку. Проследите за движением виноградинки (она будет периодически тонуть и всплывать). Объясните ваши наблюдения.
24.35. Придумайте способ градуирования динамометра, основанный на использовании выталкивающей силы.
24.36. Из деревянной палочки изготовьте модель прибора (ареометра) для определения плотности жидкостей в пределах от 800 кг/м3 до 1200 кг/м3. Экспериментально проверьте работу изготовленного вами прибора.