15.38. Рассмотрите рис. 174 и укажите, какие системы являются колебательными, а какие — нет. Объясните почему.
15.39. Могут ли шарики, изображенные на рис. 175, после кратковременного действия на них рукой совершать колебания? Объясните свой ответ.
15.40. Скорость хода часов регулируют с помощью небольшого груза, например гайки, находящейся на нижнем конце маятника (рис. 176). Куда надо переместить гайку, если часы спешат? отстают?
15.41. Сколько раз за период кинетическая энергия маятника достигает максимального значения? уменьшается до нуля?
15.42. Ученик наблюдает за колебаниями двух маятников. Первый маятник за 20 с совершил 50 колебаний, а второй за 15 с — 75 колебаний. Длина какого маятника больше и во сколько раз?
15.43. Каково отношение длин двух математических маятников, если первый из них совершает 20 колебаний, а второй за то же время — 50 колебаний?
15.44. За одно и то же время один математический маятник совершает 50 колебаний, а другой — 30. Найдите их длины, если один из них на 32 см короче другого.
15.45. К пружине поочередно подвешивают два груза. В первом случае период колебаний пружинного маятника Т1 = 1 с, а во втором случае Т2 = 2,4 с. Каким будет период Т колебаний, если к той же пружине подвесить оба груза?
15.46. Груз массой 400 г совершает колебания на пружине жесткостью 250 Н/м. Амплитуда колебаний 15 см. Найдите полную механическую энергию колебаний и максимальную скорость. В каком положении она достигается?
15.47. На какое расстояние надо отвести вниз от положения равновесия груз массой 640 г, подвешенный на пружине жесткостью 400 Н/м, чтобы он проходил положение равновесия со скоростью 1 м/с?
15.48. В странах Востока, например в Японии, землетрясения разрушают железобетонные здания, стальные мосты и др., а деревянные пагоды стоят и стоят (рис. 177). Почему?