16.12. Внимательно посмотрите на рис. 179 и объясните происхождение следующих звуков: жужжания насекомых; кваканья лягушки; стрекотания кузнечика; шума леса.
16.13. Почему летящий комар издает звук, а бабочка или птица — нет (рис. 180)?
16.14. Объясните, как звук передается от источника к приемнику.
16.15. С какой целью в читальных залах устилают пол ковровыми дорожками (рис. 181)?
16.16. Можно ли услышать на Земле звук сильного взрыва на Луне (рис. 182)?
16.17. О каком явлении идет речь в загадке: кто, не учившись, говорит на всех языках?
16.18. У Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки:
Никто его не видывал,
А слышать — всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка — кричит.
Какое физическое явление вы узнаете в этих поэтических строках?
16.19. Во время Великой Отечественной войны широкое распространение получил такой способ разведки, как подслушивание. Хороший слух помогал разведчику выявлять места скопления противника и устанавливать характер его действий. Подслушивая, разведчик часто не видел противника; основным источником информации в этом случае являлись звуки. Почему этот способ разведки был более эффективным в горах, чем на равнине?
16.20. При каком периоде колебаний тело является источником инфразвуковых волн:
а) 2 мкс; б) 20 мкс; в) 2 мс; г) 20 мс; в) 0,2 с?
16.21. Какие представители животного мира используют ультразвуковые волны:
16.22. Крылья бабочки-капустницы колеблются с частотой 10 Гц, а бабочки-бражника — с частотой 85 Гц (рис. 183). Какая из бабочек издает при полете звук? Каков период звуковых колебаний?
16.23. Период колебаний 0,2 с. Какова частота колебаний? Являются ли эти колебания звуковыми?
16.24. Определите скорость звука в воде, если источник звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в ней волны длиной 3 м.
16.25. Найдите длину звуковой волны частотой 440 Гц в воздухе и воде.
16.26. Человек услышал звук артиллерийского выстрела через 6 с после того, как увидел вспышку (рис. 184). На каком расстоянии от него находилось орудие?
16.27. При измерении глубины моря под кораблем при помощи эхолота (рис. 185) оказалось, что моменты отправления и приема ультразвука разделены промежутком времени 0,6 с. Какова глубина моря под кораблем?
16.28. Определите расстояние от человека до преграды, если посланный звуковой сигнал, отразившись от преграды, вернулся через 6 с.