|
|
|
Глава 1. Объекты и системы § 1.5. Состав объектовНесколько другое описание получится, если попытаться отразить состав одного конкретного объекта. Например, на рис. 1.13 приведена схема состава конкретного дома — изображенного на рис. 1.11. На этой схеме все имена единичные — и имя всего дома, и имя каждого объекта-части.
В результате с помощью данной схемы можно определить, что в доме четыре стены, одно окно и одна дверь, которые расположены с западной стороны. Если бы в доме было несколько окон, то каждое из них нужно было бы обозначить единичным именем, например: «северное окно», «правое южное окно» и т. д. В этом случае имена оконных рам и стекол тоже стали бы длиннее: «рама северного окна», «левое верхнее стекло правого южного окна» и т. д. При описании признаков сложного, составного объекта человек может назвать не только действия и характеристики всего объекта, но также действия и свойства объектов-частей. Например, весь дом можно строить и ремонтировать, крышу — красить, а стекло — вставлять; весь дом имеет длину, ширину и высоту, стены — толщину, крыша — высоту. Коротко о главном В зависимости от ситуации объект может рассматриваться как единое целое либо «распадаться» на более мелкие объекты. Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов или множества различных объектов. Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части. Таким образом, она отражает строение (структуру) объекта. Если схема состава описывает общие составные части множества объектов, то на ней используются только общие имена объектов. Если схема описывает состав конкретного объекта, то на ней используются только единичные имена. Описание признаков составного объекта может включать действия и свойства всего объекта, а также действия и свойства объектов-частей. Вопросы и задания 1. а) Найдите в списке шесть пар объектов, связанных отношениями «входит в состав». Определите в каждой паре, какой объект является частью другого: колесо;
б) Какие имена объектов приведены в списке: общие или единичные? 2. Для каждой из приведенных пар «объект — его часть» назовите действие, которое можно выполнять со всем объектом, и действие, которое можно выполнять с его частью: а) ботинок и шнурок;
|
|
|