Главная >> Информатика и ИКТ. 7 класс. Босова

Глава 1. Объекты и системы

§ 1.6. Системы объектов

Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать.

Например, понятно, что дорожное покрытие изнашивается оттого, что по городу ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные средства. Наземные транспортные средства и дороги — составные части транспортной системы города.

Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья — компоненты системы «Парк» или «Лес» (рис. 1.16).

Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.

В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство — способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, флюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.

    Коротко о главном

Система — это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются ее элементами.

Структура — это порядок объединения элементов, составляющих систему. Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В системе с многоуровневой структурой один и тот же компонент может быть одновременно надсистемой и подсистемой.

При системном подходе учитывается взаимодействие и взаимовлияние всех компонентов системы.

Всякая система приобретает новые качества, которыми не обладал ни один из ее элементов в отдельности (свойство системного эффекта).

    Вопросы и задания

1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

2. Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру.

3. В чем суть системного подхода? Приведите пример.

4. В чем суть системного эффекта? Приведите пример.

5. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы?

6. В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой?

7. Какие компоненты можно рассмотреть при описании системы «природный комплекс суши»? (Воспользуйтесь учебником географии.) В составе какого из этих компонентов описывается озеро?

8. В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является над-системой?

9. Взаимодействие каких подсистем нужно учитывать, если рассматривать библиотеку как систему?

10. В чем проявляется взаимовлияние дыхательной и кровеносной систем? В состав какой надсистемы они входят?

11. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем:

    а) автомобиль;
    б) компьютер;
    в) школа;
    г) армия;
    д) государство.

12. Удаление каких элементов из систем, рассмотренных в задании 9, приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначения систем?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru