|
|
|
Глава 1. Объекты и системы § 1.6. Системы объектовВо многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать. Например, понятно, что дорожное покрытие изнашивается оттого, что по городу ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные средства. Наземные транспортные средства и дороги — составные части транспортной системы города. Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья — компоненты системы «Парк» или «Лес» (рис. 1.16).
Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство — способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, флюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать. Коротко о главном Система — это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются ее элементами. Структура — это порядок объединения элементов, составляющих систему. Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В системе с многоуровневой структурой один и тот же компонент может быть одновременно надсистемой и подсистемой. При системном подходе учитывается взаимодействие и взаимовлияние всех компонентов системы. Всякая система приобретает новые качества, которыми не обладал ни один из ее элементов в отдельности (свойство системного эффекта). Вопросы и задания 1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. 2. Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру. 3. В чем суть системного подхода? Приведите пример. 4. В чем суть системного эффекта? Приведите пример. 5. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы? 6. В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой? 7. Какие компоненты можно рассмотреть при описании системы «природный комплекс суши»? (Воспользуйтесь учебником географии.) В составе какого из этих компонентов описывается озеро? 8. В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является над-системой? 9. Взаимодействие каких подсистем нужно учитывать, если рассматривать библиотеку как систему? 10. В чем проявляется взаимовлияние дыхательной и кровеносной систем? В состав какой надсистемы они входят? 11. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: а) автомобиль;
12. Удаление каких элементов из систем, рассмотренных в задании 9, приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначения систем?
|
|
|