Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Введение 2

Европа на пороге Нового времени

Европа на пороге Нового времени

    Постановка проблемы урока

Католическая Европа первой вступила в эпоху Нового времени; здесь раньше, чем где бы то ни было, началось разрушение аграрного общества. Естественно предположить, что Европа была самой развитой цивилизацией Средневековья.

Сравни уровень развития католической Европы и цивилизаций Востока.

Католическая Европа

Сравни данные таблицы и текст перед ней: какое наблюдается противоречие? Какой из этого следует вопрос? (Авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

Вспомни, по каким признакам одна цивилизация отличается от другой. Что такое аграрное общество и каковы признаки его разрушения?

Объясни значение изученных тобой в 6-м классе понятий: феодал, сословие, монархия, религия, церковь. (Словарь)

Решение проблемы

Составь список особенностей цивилизаций католической Европы, которые могли способствовать разрушению аграрного общества. Используй продуктивное чтение.

    До чтения. Просмотри текст и предположи (по названию, рисункам, выделенным словам), каким может быть ответ на вопрос.

    Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором: В — задай вопрос автору; О — спрогнозируй ответ; П — проверь свои предположения по тексту.

    После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне). В (Это особенность?) Большинство населения (90%) составляли крестьяне. Все жители одной деревни объединялись в соседскую общину. В (А это?) Деревни стояли на землях феодальных поместий, в центре которых высились стены монастыря, собора или рыцарского замка. Крепостное право феодалов было отменено в XIV—XV веках. Крестьяне платили оброки и работали на барщине за то, что жили на земле феодалов. Законы всех католических стран основывались на древнеримском законодательстве, которое защищало частную собственность. В (Может, это - особенность?) По закону никто, даже государство, не мог отнять у человека принадлежавшую ему землю, дом, орудия. П (В других цивилизациях иначе!)

Под защитой таких законов в Европе процветали города (бурги). В (Что тут особенного?) Их жители (бюргеры) владели ремесленными мастерскими или купеческими лавками. Ремесленники и торговцы объединялись в цехи и гильдии и добивались от феодалов грамот на городское самоуправление. В (То есть?) О Все граждане совместно управляли своим городом: выбирали городской совет (магистрат) и главу города (мэра, бургомистра). П Городские ополчения были грозной силой, с которой считались и рыцари, и короли. П В крупных городах регулярно устраивались ярмарки, на которые везли товары из окрестных деревень и дальних городов. Так в Европе складывались рынки — системы устойчивых хозяйственных связей производителей и покупателей. П

Короли использовали сильные города в борьбе с феодальной аристократией за централизацию государства. В результате в королевствах сложились сословно-представительные монархии. В (Что это?) О Каждое сословие (иногда даже крестьяне) направляло своих представителей в общее собрание при короле (парламент, Генеральные штаты, кортесы и т.д.). П Только с разрешения сословий короли могли вводить новые налоги, законы, готовиться к большой войне. П

Европейское хозяйство на рубеже XV-XVI веков

1. Какую технику и технологии использовали европейцы в городе и селе?

2. Как рынок связывал между собой горожан, крестьян и феодалов?

Однако средневековые короли не считались полноправными владыками. В (Почему?) По представлению европейцев, как Бог на небе един, так и на земле все христианские страны объединяет духовная власть Папы Римского П — главы единой Католической церкви — и власть единственного истинного императора Священной Римской империи. П

Для спасения души Церковь учила людей жить в христианской аскезе, В то есть всячески ограничивать желания своего грешного тела, и устремить помыслы, чувства, интересы к Богу. П Церковь учила, что познать законы и тайны мира, созданного Богом, нельзя. В (Как же наука?) Поэтому все исследователи должны только обосновывать учение Церкви, но не противоречить ему. П Точно так же все произведения искусства обязаны быть посвящены религиозным, а не светским темам. Искусство должно следовать христианскому аскетизму: изображать не видимый плотский земной мир, а мир духовный, невидимый. В (Как?) Средством этого были каноны (правила) изобразительного искусства — нарушение перспективы, отказ от объёмного изображения и другие. П

Представление средневековых христиан об историческом времени

Используя свои знания за 6-й класс, опиши ход истории с точки зрения средневековых христиан.

Все средневековые христиане были уверены, что мир возник более 5 тыс.лет назад, когда Господь Бог отделил свет от тьмы, небо от земли, создал рыб, гадов, зверей и человека. Грехопадение - преступление заповеди (запрета) Бога - изменило жизнь людей. Они стали склонны не только к добру, но и к злу. Лишь после искупительной смерти на Кресте Иисуса Христа стало возможно примирение людей с Богом - каждый получил шанс спасти свою душу для вечной жизни. Пока не наступил конец света, слуги дьявола изо всех сил стремятся завладеть человеческими душами и искушают людей разными соблазнами. Они пользуются тем, что чистая душа заключена в грешное тело, ради прихотей которого человек способен на убийство, воровство, бесчестие, обман.

Представление о пространстве средневековых европейцев

1. Из каких частей состоит мир по этой картине? В чём географические знания большинства европейцев отличались от реальной действительности?

2. Почему такая картина мира называется геоцентрической?

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru