|
|
|
Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.
§ 17. Художественная культура в РоссииРазвитие художественной культуры в первой половинеXIX в. В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Появившийся еще во второй половине XVIII в. «просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера. Новым и широко распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Все это способствовало развитию художественной культуры.
Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки. Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству. Возникший перед Отечественной войной 1812 г. сентиментализм, в отличие от классицизма, был обращен не к разуму, а к чувствам и переживаниям людей. Основы этого нового направления были заложены еще в конце XVIII в. Н. М. Карамзиным (повесть «Бедная Лиза»). Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности. В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен. Русская литератураВ первой половине XIX в. русская литература вступила в свой «золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы. Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новогорода» (1803) он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную («московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым — единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского». Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох. Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского. В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX в., и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30—40-е гг. Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени». Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами («Мертвые души», «Ревизор» и др.), начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30— 40-е гг.). «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — отмечал позже Ф. М. Достоевский. Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди — сочтемся» (1849) Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный материал, связанный с бытом и нравами купечества. В 40—50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» (1847—1852) Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией и теплотой.
Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени... не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права». Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века. ТеатрВ русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII—начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью. В 20—30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра — бурной эмоциональностью. С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы. Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени. Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером. МузыкаМузыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815). Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и др. Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила». Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, — говорил он, — а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа. Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора — Александра Сергеевича Даргомыжского. Его главное произведение — опера «Русалка» — ознаменовало рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.
|
|
|