|
|
|
Глава II. Россия во второй половине XIX в.
§ 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество в РоссииАрхитектураВ архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров, выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в прошлом, используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» — выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы. Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев). Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. — это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в. МузыкаВторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» — содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корсакова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др. Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку. В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Мариинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов. Музыка, как и иные области художественной культуры, выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества. В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство. ТеатрОсобая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах. В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия. История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом. Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге. В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям — Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского. В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.
|
|
|