|
|
|
Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.
§ 7. Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г.Экономический кризис 1812—1815 гг.Отечественная война и Заграничные походы русской армии стали серьезным испытанием для экономики России. Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн рублей. Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии. Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей. «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств. Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права. Отмена крепостного права в ПрибалтикеПолигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии. Проект Аракчеева об отмене крепостного права, Военные поселенияВскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву. Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.
Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834) родился в семье небогатого помещика. После окончания Артиллерийского и Инженерного корпуса служил при дворе Павла в Гатчине. В 1808—1810 гг. Аракчеев занимал пост военного министра и немало сделал для укрепления русской армии, особенно артиллерии. С 1815 г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Аракчеев отличался безупречной честностью: огромные суммы, проходившие через его руки, не «прилипали» к ним. Это был исполнительный чиновник, написавший на своем гербе: «Без лести предан». Правда, будучи человеком, падким на лесть и комплименты, он вскоре заслужил при дворе иной лозунг: «Бес лести предан». Преданность его Александру I со всеми внешними ее проявлениями переходила всякие границы. Как говорили современники, при такой преданности даже интересы Отечества казались ему пустяком в сравнении с минутным капризом императора. Аракчеев был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих. Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков. Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, несмотря на то, что и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлен. Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу. Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.
|
|
|