Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава III. СССР на путях строительства нового общества

§ 23. Социалистическая индустриализация России

Особенности индустриализации в СССР

Первоочередной задачей развития советской экономики индустриализация была провозглашена партией в конце 1925 г. Тогда же были определены и её основные цели: ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

Вспомните, как проходила индустриализация в конце XIX — начале XX в. Какие задачи стояли тогда перед экономикой страны? Как они решались?

Все страны начинали индустриализацию с лёгкой промышленности. Это позволяло накопить средства для развития тяжёлой промышленности. СССР, руководствуясь интересами обороны, начал с тяжёлой промышленности.

Западные страны черпали основные средства для индустриализации извне: ограбление колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы. В СССР индустриализация могла быть проведена только за счёт внутренних резервов. Из страны интенсивно вывозилось сырьё, продовольствие — хлеб, масло, сахар, потребление которых населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавали сокровища музеев и храмов.

Решающую роль играло централизованное распределение ресурсов. К такому решению подталкивал не только опыт Гражданской войны, но и марксистские установки о преимуществах плановой социалистической экономики.

Первая пятилетка

В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде Советов был утверждён первый пятилетний план экономического и социального развития СССР. Уже в декабре 1929 г. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года!». Были пересмотрены и существенно увеличены все плановые показатели.

Миллионы людей с огромным энтузиазмом почти бесплатно работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пятилетки, выполним пятилетку в четыре года!».

На конвейере первые автомобили Московского автозавода. Начало 30-х гг. XX в.

Задания первой пятилетки выполнить полностью не удалось, но был сделан значительный шаг вперёд. Производство продукции тяжёлой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения — в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге. В стране возникли новые отрасли промышленности: авиационная, тракторная, электро-энергетическая, химическая и т. д. Успехи машиностроения превратили СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую оборудование.

Социальные проблемы первой пятилетки

Для выполнения планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 г. в СССР закрыли последнюю биржу труда. Однако на стройках пятилетки применялся в основном неквалифицированный труд, ощущалась острая нехватка инженерно-технических кадров. Нередко коллектив долго не мог освоить оборудование и начать выпуск продукции на новом заводе.

Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Стали создаваться вечерние отделения при институтах, промышленные академии и заводы-втузы. Лучшие молодые рабочие направлялись на учёбу по путёвкам партийных и комсомольских организаций. Кампания проходила под лозунгами «Большевики должны овладеть техникой!», «Техника в период реконструкции решает всё!». За годы первой пятилетки было подготовлено 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причём примерно половину из них составляли вчерашние рабочие.

Наряду с впечатляющими достижениями первой пятилетки выявились серьёзные недостатки, прежде всего в социальной сфере.

Документ
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ М. Н. РЮТИНА «КО ВСЕМ ЧЛЕНАМ ВКП(Б)»

Авантюристические темпы индустриализации, влекущие за собой колоссальное снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца... привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городах...

М. Н. Рютин — кандидат в члены ЦК ВКП(б), секретарь Краснопресненского райкома партии Москвы. Сопоставьте позитивные и негативные социальные последствия ускоренной индустриализации.

В 1930 г. Госплан СССР издал распоряжение о включении труда заключённых в плановую экономику. С этой целью в качестве подразделения наркомата внутренних дел было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ).

Магнитогорский комбинат. 30-е гг. XX в.

Большинство важных объектов первых пятилеток было построено руками заключённых, в том числе Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря. 100 тыс. заключённых рыли огромный котлован почти без использования какой-либо техники. Строительство канала обошлось в 4 раза дешевле, чем рассчитывали экономисты. Подневольный труд использовали на лесозаготовках, добыче полезных ископаемых, на стройках. Возникли так называемые шарашки, где инженеры, учёные работали по своей специальности, находясь в заключении.

Второй пятилетний план

Победоносно заявив о досрочном выполнении первого пятилетнего плана, Сталин признал, что теперь нет необходимости «подхлёстывать страну» и можно несколько снизить темпы промышленного строительства.

XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933—1937 гг. Он предусматривал снижение среднегодовых темпов прироста промышленной продукции с 30 до 16,5%. Рост лёгкой промышленности должен был превысить развитие тяжёлой.

Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую державу. Производство продукции всей промышленности к концу 1937 г. выросло по сравнению с 1932 г. в 2,2 раза, по сравнению с 1928 г. в 4,5 раза. Свыше 80 % всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия, число которых пополнилось такими гигантами, как Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. За 10 лет ценой неимоверных усилий и лишений СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государства Европы.

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru