Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава III. СССР на путях строительства нового общества

§ 26. Духовная жизнь в 30-е гг. XX в. (окончание)

Музыкальное и изобразительное искусство

Музыкальная жизнь страны в 1930-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян.

Классиком соцреализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший своё знаменитое поэтическое полотно «Будущие лётчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др.

Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Пётр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература — книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьём»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.).

Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актёры нового поколения О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, А. К. Тарасова, М. М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Исторические даты

1930 г. — введение всеобщего бесплатного обязательного начального обучения.

1937 г. — переход к обязательному семиклассному обучению.

Проверяем свои знания

1. В чём заключается суть понятия «культурная революция»? В чём вы видите достижения культурной революции в СССР? Каковы были её недостатки? 2. Какие изменения происходили в системе народного образования? 3. Каковы достижения советской науки в этот период? 4. В чём заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства? 5. Какие процессы происходили в области музыкального искусства? Чем можно объяснить взлёт песенного жанра? 6. Какова была социальная функция кинематографа в 1930-е гг.? Каковы были его достижения? 7. Определите, какие общие процессы происходили в 1930-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Чем они были обусловлены?

Учимся быть историками

1. В стихотворении поэта Ю. Д. Левитанского есть такие строки: «Сомнений дух над нами не витал. И в двадцать лет, доверчивый не в меру, уже скопил я круглый капитал готовых истин, принятых на веру. Старательно заученные мной, записанные твёрдо на скрижали, они меня, как каменной стеной, удобно и надёжно окружали». Какие особенности духовного облика советских людей 1930-х гг. отражены поэтом? Составьте перечень «готовых истин», которые принимали на веру и старательно заучивали молодые люди тех лет. Используйте материалы данного раздела учебника. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Почему готовые истины подобны надёжной каменной стене?» 2. Найдите в библиотеке или Интернете сборник советских песен 1930-х гг. Какие стороны общественной жизни воспевались в них? Какие человеческие качества? Обсудите в классе вопрос о том, отражали ли эти песни реальную жизнь страны. Не торопитесь с ответами: это сложные вопросы. 3. Соберите материал и подготовьте презентацию, показывающую достижения советской науки и техники 1930-х гг. 4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из деятелей культуры, упомянутых в параграфе.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru