|
|
Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов |
|
Глава IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
§ 31. Советский тыл в Великой Отечественной войнеСоветское общество в первый период войныНападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей. В первые дни масштабы возникшей угрозы оценить было сложно: люди верили в возможность в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере стремительного продвижения врага настроения и ожидания менялись. Люди впервые остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самого Отечества. Массовый террор немецких войск на оккупированных территориях, их отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть. Сталин, выступая 3 июля 1941 г. по радио, говорил о многом. Но в памяти миллионов советских людей на долгие годы осталось его обращение к ним: «Братья и сёстры!» Оно подчёркивало необходимость единства народа, помогло каждому яснее и ярче осознать смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали считать себя лишь «винтиками» системы, смело проявляли свои богатые таланты и инициативу, направляли их на защиту Родины.
Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Социально-экономические предпосылки коренного переломаУгроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом советских людей в годы первых пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования колхозов и МТС, скота. Предстояло в короткий срок под налётами вражеской авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики ещё не знала мировая история. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых в восточные районы страны более 1,5 тыс. крупных промышленных предприятий (примерно столько, сколько было создано в годы первой пятилетки) и свыше 10 млн человек. Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. Порой станки и оборудование монтировались под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых нашей армии оружия и боеприпасов. В городах, куда перемещались эвакуированные, не только происходило «уплотнение» жилого фонда (расселение вновь прибывших в семьях), но и срочно строились землянки, времянки, разбивались палатки.
Самоотверженные усилия советских людей вскоре дали свои результаты. Если выпуск промышленной продукции к ноябрю 1941 г. снизился более чем вдвое по сравнению с довоенным, то уже в декабре падение производства прекратилось, а с марта 1942 г. начался его стремительный рост. К середине 1942 г. завершился перевод советской экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский. К тому времени удалось стабилизировать, хотя и на крайне низком уровне, карточное снабжение продовольствием не только армии, но и городского населения страны. И это притом, что под оккупацией находились территории, дававшие до войны почти 40 % зерна и 84 % сахара. Всё это создавало экономические предпосылки для разгрома врага. Образование и наука в годы войныВоенное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осаждённых Москве, Севастополе и Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.
Большой вклад в победу внесли советские учёные. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на Восток — в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии. Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Число научных учреждений страны в годы войны пополнилось новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении. Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать новые образцы боевых самолётов и начать их выпуск. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.
|
|
|