|
|
Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов |
|
Глава VIII. Перестройка в СССР (1985—1991)
§ 50. Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг.Новое политическое мышлениеВ марте 1985 г. М. С. Горбачёв, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чём шла речь? Горбачёв призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что их нужно решать на основе баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы. Начало разоруженияЕжегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. — Женева, октябрь 1986 г. — Рейкьявик, декабрь 1987 г. — Вашингтон, июль 1988 г. — Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США. Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определённые пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И всё-таки в целом это была новая политика.
С 1988—1989 гг. идеологические принципы стали оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на всё более серьёзные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций). В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости. Разблокирование региональных конфликтовПредпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, — завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Всё это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае—июне 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества. Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами. Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объёмы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам. СССР отказался также от поддержки дружественных ему правительств в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада. Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряжённости, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнёрами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
|
|
|