Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава IX. Россия в конце XX в.

§ 53. Духовная жизнь России (окончание)

Театр

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя московского театра «На Покровке». Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Была возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (картины и памятники, посвящённые Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, белым генералам).

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель — президент Российской академии художеств 3. Церетели (памятник Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве и др.).

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы основаны частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживало русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-х гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Средства массовой информации

Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из ярких примет нового времени.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FM-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение стала иметь деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реалии XXI века — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью — Интернетом в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Появились интернет- кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имеет средств приобрести персональный компьютер.

Российский спорт

Проблемы, с которыми столкнулась Россия в 90-х гг., отразились и на состоянии спорта. Больше всего пострадала его материальная база. С уменьшением финансирования до 85 % спортивных сооружений прекратили своё существование. Материальная база для массового спорта фактически перестала существовать. Это не могло не отразиться как на спортивных достижениях страны, так и на подготовке олимпийского резерва, развитии массового спорта. Количество олимпийских медалей становилось с каждым разом всё меньше. Однако и в этих условиях российские спортсмены одерживали блистательные победы. Страна гордилась достижениями трёхкратных олимпийских чемпионов борца А. Карелина и лыжницы Л. Лазутиной, четырёхкратных олимпийских чемпионов пловца А. Попова и гимнаста А. Немова, выдающихся теннисистов М. Сафина, Е. Кафельникова и А. Курниковой, хоккеистов В. Фетисова, П. Буре и А. Ларионова, фигуристов А. Ягудина и Е. Плющенко, вошедших в историю отечественного и мирового спорта. Тем не менее становилось очевидным, что без повседневного внимания и государственной поддержки мастеров спорта, без развития массовой физкультуры и спорта Россия может в короткий срок утратить былые позиции в мировом спорте.

Традиционные религии в современной России

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34 % взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35 % колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. Свобода совести, закреплённая Конституцией, гарантировала гражданам страны право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещённых приёмов воздействия на людей, калечащих приверженцев таких сект морально и физически.

Запоминаем новые слова

Концептуализм — течение авангардного искусства 60— 90-х гг. XX в., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» при помощи безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

Ностальгия — тоска по родине, родному дому; тоска по минувшему, утраченному.

Постмодернизм — культурное явление 70—90-х гг. XX в., для которого характерны ориентация на массы и элиту общества одновременно; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм; обращение к гротеску, иронии, аллюзии.

Публицистика— вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов с целью воздействия на общественное мнение.

Проверяем свои знания

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 1990-е гг.? 2. Какие особенности в развитии музыкальной культуры 1990-х гг. вы можете выделить? Какие из них вы считаете наиболее важными? 3. Какие процессы в развитии отечественной литературы 1990-х гг. вы считаете наиболее важными? Почему? 4. Какие тенденции проявились в развитии живописи России в 1990-е гг.? 5. Что принципиально нового появилось в 1990-е гг. в развитии средств массовой информации? Как повлияли эти новшества на общественную жизнь?

Учимся быть историками

1. Французский философ-просветитель Ш. Монтескье утверждал, что секрет урожайности «не в плодородии почвы, а в свободе хлебопашца». Он имел в виду в том числе и духовную свободу. Обсудите в классе вопрос о том, как духовное состояние общества, людей влияет на экономическое, социальное, политическое его развитие. Что в духовной жизни в 1990-е гг. мешало возрождению нашей страны? 2. Проанализируйте одно из произведений литературы или искусства, созданное в 1990-е гг. Чем оно интересно лично вам? 3. Расспросите родителей, других родственников, старших знакомых об их жизни в 1990-е гг. Где и кем они работали, как проводили свободное время, какие книги и журналы читали, какие фильмы смотрели? Оформите ответы в виде интервью.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru