|
|
Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов |
|
Глава X. Россия к начале XXI в.
§ 59. Внешняя политика РоссииРазработка новой внешнеполитической стратегииВ июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации. Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе. Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка. Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах. Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России. Усиление борьбы с терроризмомВ начале XXI в. первоочередной задачей для России была борьба с международным терроризмом. На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федерации. Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе банд действовали наёмники из других стран. После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррорис- тической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей. По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе. Российско-американские отношенияОтношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохранилась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявлено о выходе США из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со стороны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он предусматривал доведение числа ядерных боеголовок к 2012 г. до 1700—2200. Однако США продолжили свои шаги по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии. С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав поводы для нападения надуманными, что в дальнейшем подтвердили сами американцы. Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создаёт прямую военную угрозу России. Все подобные шаги мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г. Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Отношения России со странами ближнего зарубежьяПолитика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах. Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, выдвижение ими территориальных и материальных претензий к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические, культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились. В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошли смены политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отмейены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. А. Януковича, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения. Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России. Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усиленно вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией. В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.
|
|
|