Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава X. Россия к начале XXI в.

§ 60. Россия на путях к инновационному развитию

Президент Д. А. Медведев и его программа

Д. А. Медведев

Третьим Президентом России 2 марта 2008 г. был избран Дмитрий Анатольевич Медведев.

Главную идею своей предвыборной программы Д. А. Медведев сформулировал так: «В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода».

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Д. А. МЕДВЕДЕВА НА V КРАСНОЯРСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ. ФЕВРАЛЬ 2008 г.

Первая задача. Преодоление правового нигилизма. Особое внимание будет уделено качеству законов и эффективности правоприменения.

Второе. Радикальное снижение административных барьеров.

Третье. Снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал.

Четвёртое. Построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире. Превращение рубля в одну из региональных резервных валют.

Пятое. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего.

Шестое. Формирование основ национальной инновационной системы. Седьмое. Реализация программы социального развития в нашей стране.

7 мая 2008 г. Д. А. Медведев вступил в должность Президента Российской Федерации. Премьер-министром был утверждён В. В. Путин.

Военный конфликт в Закавказье

В ночь на 8 августа 2008 г. грузинские войска подвергли ракетно-артиллерийскому обстрелу территорию Южной Осетии, посты российских миротворцев в зоне грузино-югоосетинского конфликта. После этого войска Грузии в нарушение международных соглашений вошли на территорию Южной Осетии, стремясь силой решить давний вопрос о статусе этой территории. Местное население, состоявшее в основном из граждан Российской Федерации, оказалось беззащитным перед лицом агрессии. Возникла угроза гуманитарной катастрофы.

Президент России принял решение о защите населения и российских миротворцев. Российская армия начала военную операцию по принуждению к миру. За 4 дня грузинские войска были остановлены и обращены в бегство, Российская армия вплотную подошла к Тбилиси. Одновременно Черноморский флот лишил Грузию военного потенциала на море. 12 августа операция по принуждению Грузии к миру была завершена.

Россия признала Абхазию и Южную Осетию и установила с ними дипломатические отношения, а затем заключила договоры о дружбе и сотрудничестве. Реакция стран Запада на эти события была враждебной. Были свёрнуты некоторые программы сотрудничества.

Новый этап политической реформы

Президент Д. А. Медведев объявил о необходимости изменений в политической системе страны в соответствии с новыми задачами. Главным направлением этого процесса было провозглашено повышение уровня доверия в обществе. Так, были даны гарантии представительства в Думе избирателям, проголосовавшим за партии, не набравшие требуемого процента. Предложения по кандидатурам будущих руководителей субъектов Федерации стали представляться Президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Было решено Совет Федерации формировать только из числа лиц, избранных населением в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Представительным органам местного самоуправления предоставили право более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Было предусмотрено обязательное участие представителей неправительственных организаций, Общественной палаты РФ в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы: свободы, здоровья, собственности.

Впервые были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Расширились права Федерального Собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличивались сроки полномочий Президента до 6 лет и Государственной думы до 5 лет.

Была усилена роль политических партий в жизни страны: снижен до 5% барьер прохождения партий в Государственную думу; партии получили право выдвигать своих кандидатов на выборах руководителей субъектов Федерации; была предоставлена гарантия равного освещения деятельности партий в государственных СМИ.

В марте 2011 г. вступил в силу закон «О полиции», который был направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. Главной задачей полиции была названа защита прав и свобод человека и гражданина.

Россия и мировой экономический кризис

Мировой экономический кризис начался летом 2007 г. с краха на рынке недвижимости в США. К осени 2008 г. кризис практически уничтожил финансовую систему США в том виде, в котором она существовала весь послевоенный период. Вслед за этим началось сужение реального сектора экономики как в США, так и в других странах мира. Масштабы мирового кризиса вплотную приблизились к показателям Великой депрессии конца 20-х — начала 30-х гг. XX в.

Практически во всех странах снижались доходы населения. Рост экономики продолжился лишь в Индии и Китае, но и там темпы этого роста снизились почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП упал более чем на 2%.

У экономического кризиса в России были свои особенности. Они связаны с сырьевой структурой экспорта, недостаточной развитостью рыночных институтов, включая финансовую систему. Главным следствием кризиса для России стало снижение не только цен на товары сырьевого экспорта, но и спроса на них. Ещё одной проблемой оставалась низкая конкурентоспособность несырьевых секторов российской экономики. В результате уже в 2008 г. началось значительное падение промышленного производства, рост безработицы, снижение заработной платы.

Чтобы сгладить возможные социальные последствия кризиса, было усилено государственное регулирование экономики. Средства Стабилизационного фонда, государственные золотовалютные резервы были использованы для поддержки банковской системы, а также крупнейших системообразующих корпораций. Под угрозой разорения и перехода в руки иностранных владельцев государство национализировало ряд крупных компаний. Большое значение имела координация усилий руководства России с лидерами других ведущих мировых держав.

Социальная политика в условиях экономического кризиса

Правительство приняло меры по поддержке государственной системы здравоохранения с целью не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения. Несмотря на повышение цен на лекарства и медицинские услуги, были подтверждены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Правительство поставило задачу повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами.

Принятые меры дали положительные результаты. Несмотря на то что в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран, в 2010 г. экономический рост составил около 4%, а численность безработных сократилась на 2 млн человек. По сравнению с 2005 г. рождаемость в России увеличилась к началу 2011 г. более чем на 21%, а младенческая смертность сократилась на четверть. В 2009 г. впервые за предшествующие 15 лет удалось выйти на рост численности населения страны.

Дополнительные социальные меры поддержки населения были приняты в условиях сильной засухи и природных пожаров летом 2010—2011 гг. Для смягчения последствий засухи сельскому хозяйству было выделено почти 150 млрд рублей.

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru