|
|
Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов |
|
Глава I. Россия на рубеже XIX—XX вв.
§ 8. Духовная жизнь Серебряного века в РоссииДуховное состояние обществаВступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.
Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры. ПросвещениеМодернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей. К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Открылись педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию. К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию. НаукаВ начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу. Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов. Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения. Большое место в трудах русских философов занимала русская идея — проблемы самобытности исторического пути России, своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский). ЛитератураЛитература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. В традициях русской реалистической школы работал Л. Н. Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно. А. П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», в которых он отразил происходившие в начале века социальные изменения. И. А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошённость офицеров («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М. Горький («Враги», «Мать»). В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков. Всё громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. Поэты-символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждали, что вера, религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаданса: в поэзии преобладали настроения тоски и безнадёжности, резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишённому души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии. Русская художественная культура начала XX в. испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившего «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от лат. футурум — будущее). Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников — «Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея» — В. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. В. Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.
|
|
|