|
|
|
Глава 1. Запад христианского мира. V—X века
§ 3. Феодальная раздробленность
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем Вспомни, что такое феодальные отношения. (Словарь) Объясни значение слов: империя, феодал, сеньор, вассал. Как и когда была создана империя Карла Великого? (§ 1) Решаем проблему, открываем новые знания Раздробленность империиДокажи, что в Западной Европе наступил период государственной раздробленности. Произошли ли изменения в остальных сферах жизни общества? Сделай вывод по проблеме урока. Карл Великий пытался делать всё возможное для сохранения единства своей империи. Тем не менее за три года до его смерти ему докладывали: «Твои послы не встречают больше повиновения, приказы твоих графов не исполняются». Разные племена и народности, населявшие империю и объединённые силой оружия, стремились освободиться от власти завоевателей. Крестьяне поднимали восстания, недовольные тем, что их лишают права собственности на землю, многие вопросы решаются не по обычаям, а так, как будет угодно местному феодалу — сеньору земель. Много забот доставляли феодалам и набеги соседей: с востока нападали славяне, с юга - арабы, с севера — скандинавские племена, которых называли норманнами. В империи давно не было единого войска, и со всеми врагами феодалам приходилось справляться разобщённо, своими силами. Не было согласия и между наследниками Карла Великого. Его сын Людовик Благочестивый в 817 году разделил территорию империи между своими сыновьями, оставив за собой верховную власть и титул императора. Но и это не принесло стране спокойствия — внуки Карла Великого хотели полной самостоятельности. Знать настраивала сыновей Людовика друг против друга и против собственного отца, междоусобные войны не прекращались до той поры, пока империя не распалась на три независимых государства. Это произошло в 843 году, в городе Верде́не был подписан договор о разделе империи. Согласно договору младший сын Людовика Благочестивого, Карл, получил земли на западе бывшей империи, средний сын, Людовик Немецкий, — на востоке, а старшему, Лотарю, достались Италия и земли вдоль Рейна. При этом жители Западной Европы продолжали воспринимать христианский мир как целое, неразделённое пространство. В церквах богослужение велось на едином латинском языке, в монастырях переписывали старинные рукописи и обучали мальчиков грамматике, арифметике, музыке и другим «свободным искусствам». Священнослужители не только пытались постигнуть мудрость старинных текстов, но и записывали свои размышления о том, чему были свидетелями. Мир и порядок в обществе они видели так:
|
|
|