|
|
|
Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. VII—XIII века
§ 8. Свет ислама
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем Назови главные отличия первобытного общества от ступени цивилизации. Объясни значение слов: религия, церковь, государство, иудаизм, христианство. (Словарь) Решаем проблему, открываем новые знания Народ пустынь и городовАрабы в начале Средневековья — народ первобытный или цивилизованный? (Свой ответ подтверди фактами.) Сделай вывод по проблеме урока. В начале Средневековья между христианской Византией и Ираном (Персией) располагалась страна арабов — полуостров Аравия. Уже более тысячи лет здесь можно было наблюдать одну и ту же картину. Раскалённый солнцем воздух дрожит над песчаными барханами или каменистой почвой, сквозь которую пробиваются редкие колючие кусты. На холм, поднимая тучу песка, взбирается вереница верблюдов и погоняющих их людей, закутанных по самые глаза в белые одежды. Это родовая община арабов-бедуинов (кочевников) движется к новому оазису. Найти воду помогает чутьё верблюдов, которые способны долго везти на себе грузы и обходиться без воды. От верблюдов арабы-бедуины получают мясо и молоко, шерсть для одежды и шкуры для шатров, топливо в виде высохшего навоза. На верблюдах, так же как на лошадях, арабские племена во главе с вождями-шейхами воюют друг с другом за пастбища и оазисы, сводят счёты кровной мести, похищают друг у друга девушек, о красоте которых сочиняют песни-стихи. Но на юге Аравийского полуострова стекающие с невысоких гор реки, прежде чем уйти в песок и камни пустыни, успевают оросить долины. Здесь растут цветы, травы и деревья, дающие душистые вещества: ладан (которым ещё в древних храмах отбивали запах крови жертвенных животных), мирру (которой лечили больных и бальзамировали мёртвых), а также бальзам, алоэ, корицу, шафран. Из этой «страны благовоний» уже сотни лет расходятся в разные стороны караваны — вереницы верблюдов, везущих мешки с товарами, купцов и их охранников. Жившие здесь арабы рыли оросительные каналы и возделывали поля, строили торгово-ремесленные города, создавали маленькие государства и ещё с эпохи Древнего мира использовали собственную письменность. Её «летящими» буквами арабы-горожане записывали песни своих родичей бедуинов, ведущих «более правильную» — кочевую жизнь. Именно здесь, где ветры пустыни поднимали вихри песка, а над бронзовыми лампами курился дым благовоний, рождались сказки о грозных джиннах — волшебниках из огня и дыма.
Большинство караванов с благовониями двигалось вдоль западного побережья Аравии. Здесь, в оазисах, выросло несколько крупных торговых городов, где путники отдыхали, запасались водой. В центре самого крупного города — Ме́кки — стояло квадратное здание из серого камня высотой 9 метров. Это Ка́аба (куб) — святилище всех арабских племён. В его восточную стену вделан священный чёрный камень: по арабскому преданию — дар богов, а по одному из современных предположений - метеорит, упавший на Землю из космоса. Изнутри стены Каабы были покрыты изображениями разных арабских богов, а во дворе стояли их каменные изваяния. Прикасаясь к ним рукой и принося им жертвы, арабы получали «божественную силу». Помимо язычников в Мекке и других арабских городах жили евреи-иудеи и христиане. Из их священной книги — Библии — арабы узнали о едином Боге (по-арабски — Аллах) и о его пророках — людях, через которых Бог обращается к народам. Теперь и арабы рассказывали друг другу о завете пророка Авраама (Ибрахима), о заповедях Моисея (Мусы), о божественном посланнике Иисусе Христе (Исе). В начале Средневековья в Аравии жили рядом язычники, христиане и иудеи, кочевники и горожане-торговцы.
|
|
|