Главная >> Литература 5 класс. Коровина. Часть 1

Размышляем о прочитанном

Стихотворение «Бородино»

Размышляем о прочитанном

1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

4. О чём сожалеет поэт и что его радует?

5. Как вы понимаете строки?

    — Не будь на то Господня воля,
    Не отдали б Москвы!..

    — Уж мы пойдём ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!..

    — Полковник наш рождён был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам...

6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

    Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой!..

8. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

9. «Бородино» — это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения — раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Учимся читать выразительно

1. Подготовьте устный или письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения «Бородино» одним или несколькими вашими одноклассниками.

2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?

3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актёра. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?

Фонохрестоматия

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1. Стихотворение построено в форме диалога юноши и война- ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актёров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы сможете сказать об их характерах?

2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «...за родину свою».

3. Прочитайте вслух эту часть стихотворения, стараясь передать голосом смену настроения героя.

4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своём погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актёр?

5. Подготовьте выразительное чтение описания боя со слов «Ну ж был денёк!..» до фразы «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...», при этом постарайтесь передать всю стремительность, неимоверный накал чувств, событий, которые поэт сумел выразить стихами.

6. Какие чувства старого воина выразил актёр в заключительных строках стихотворения?

 

 

???????@Mail.ru