Главная >> Литература 5 класс. Коровина. Часть 1

Н. А. Некрасов

Крестьянские дети (окончание)

    Однако же зависть в дворянском дитяти
    Посеять нам было бы жаль.
    Итак, обернуть мы обязаны кстати
    Другой стороною медаль.
    Положим, крестьянский ребёнок свободно
    Растёт, не учась ничему,
    Но вырастет он, если Богу угодно,
    А сгибнуть ничто не мешает ему.
    Положим, он знает лесные дорожки,
    Гарцует верхом, не боится воды,
    Зато беспощадно едят его мошки,
    Зато ему рано знакомы труды...
    Однажды, в студёную зимнюю пору
    Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.
    И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведёт под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах... а сам с ноготок!
    — Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
    — Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.
    Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
    (В лесу раздавался топор дровосека.)
    — А что, у отца-то большая семья?
    «Семья-то большая, да два человека
    Всего мужиков-то: отец мой да я...»
    — Так вон оно что! А как звать тебя?
                                    — «Власом».
    — А кой тебе годик? — «Шестой миновал...
    Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
    Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
    На эту картину так солнце светило,
    Ребёнок был так уморительно мал,
    Как будто всё это картонное было,
    Как будто бы в детский театр я попал!
    Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
    И дровни, и хворост, и легонький конь,
    И снег, до окошек деревни лежащий,
    И зимнего солнца холодный огонь —
    Всё, всё настоящее русское было,
    С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
    Что русской душе так мучительно мило,
    Что русские мысли вселяет в умы,
    Те честные мысли, которым нет воли,
    Которым нет смерти — дави не дави,
    В которых так много и злобы и боли,
                    В которых так много любви!

    «Крестьянские дети». Худ. Д. Шлюринов

    Играйте же, дети! Растите на воле!
    На то вам и красное детство дано,
    Чтоб вечно любить это скудное поле,
    Чтоб вечно вам милым казалось оно.
    Храните своё вековое наследство,
                    Любите свой хлеб трудовой —
    И пусть обаянье9 поэзии детства
    Проводит вас в недра землицы родной!..

9 Обая́нье — очарование.

    ——————————————
    Теперь нам пора возвратиться к началу.
    Заметив, что стали ребята смелей,
    — Эй, воры идут! — закричал я Фингалу.
    Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей! —
    Фингалушка скорчил серьёзную мину,
    Под сено пожитки мои закопал,
    С особым стараньем припрятал дичину,
    У ног моих лёг — и сердито рычал.
    Обширная область собачьей науки
    Ему в совершенстве знакома была;
    Он начал такие выкидывать штуки,
    Что публика с места сойти не могла,
    Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
    Командуют сами! — «Фингалка, умри!»
    — Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!
    «Смотри — умирает — смотри!»
    Я сам наслаждался, валяясь на сене,
    Их шумным весельем. Вдруг стало темно
    В сарае: так быстро темнеет на сцене,
    Когда разразиться грозе суждено.
    И точно: удар прогремел над сараем,
    В сарай полилась дождевая река,
    Актер залился оглушительным лаем,
                    А зрители дали стречка!
    Широкая дверь отперлась, заскрипела,
    Ударилась в стену, опять заперлась.
    Я выглянул: тёмная туча висела
                    Над нашим театром как раз.
    Под крупным дождём ребятишки бежали
                    Босые к деревне своей...
    Мы с верным Фингалом грозу переждали
    И вышли искать дупелей10.

10 Ду́пель — промысловая птица.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru