|
|
|
Ф. И. Тютчев
Стихотворение «Неохотно и несмело...»«Неохотно и несмело...» Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. В стихотворении «Неохотно и несмело...» робкое солнце освещает и греет поля. Но вот приходит весенняя гроза, и наступление весны, её победа над зимой становятся ощутимее и очевиднее. Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной и сама в смущении удивляется этому чудному преображению. Теперь уже никак нельзя сомневаться, что весна пришла и начала своё победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле. * * * Неохотно и несмело
Ветра тёплого порывы,
Вот пробилась из-за тучи
Чаще капли дождевые,
Солнце раз ещё взглянуло
Размышляем о прочитанном 1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт? 2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца. 3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается? 4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью? Фонохрестоматия «Неохотно и несмело...»1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом? 2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр? 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.
|
|
|