|
|
|
А. А. Фет
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»«Ель рукавом мне тропинку завесила...» В лесу одинокого поэта одолевают разные и противоречивые чувства и настроения. Вследствие этого он не может понять, что же происходит с ним. Казалось бы, поэт наедине с природой, которую он любит. Природа манит его и пугает. Так создаётся ощущение колдовства, зачарованности: ель закрывает от поэта тропинку, «гудёт» ветер, кружатся отпавшие с ветвей «мёртвые» листья, всё шумит и колышется, сбивая с верного пути. Но неожиданно до слуха доносится звук «тонко взывающего рога». Значит, жильё недалеко. И вот «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом: он выходит к людям, которые послали ему свой привет. За природными образами фетовского стихотворения встаёт и другой смысл: из дикой природы, из кружения по тёмному лесу, до пугаемого ветром и «мёртвыми» листьями «странника бедного» доносится «зов» культуры, нежность человеческого общения, поднимающая дух в борьбе с препятствиями и взывающая к жизни и любви. * * * Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,
Сладостен зов мне глашатая медного!
Размышляем о прочитанном 1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»? 2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении? Творческое задание О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело...»)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. Фонохрестоматия «Ель рукавом мне тропинку завесила...»1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы? 2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)? 3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему? 4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения? 5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии? 6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.
|
|
|