Главная >> Литература 6 класс. Коровина. Часть 1

Произведения русских писателей XVIII века

Задания к басням И. А. Крылова

Фонохрестоматия

«Ларчик»

1. Какими средствами выразительного чтения актёр выявил позицию баснописца?

2. Как вы считаете, выражено ли в тексте басни отношение автора к «механики мудрецу»? Обоснуйте своё мнение цитатами из текста басни.

3. Подготовьте выразительное чтение басни. Постарайтесь найти особые интонации для описания Ларчика, для заносчивой речи «мудреца», для описания процесса поиска «секрета» и реакции окружающих на этот процесс, для финала басни, ёмкого, краткого, ставшего поговоркой.

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.

2. Что было причиной появления басни «Осёл и Соловей»? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?

3. Что хотел сказать И. А. Крылов басней «Листы и Корни»? В чём разница басен Крылова и Муравьёва? Какая точка зрения вам ближе и почему?

4. Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Совершенствуйте свою речь

1. Как вы понимаете слова и выражения: «зефир», «привлекать», «смиренно», «надменно», «дерзко», «случается нередко нам», «мудрость», «в глаза кидался», «исподтишка», «голову ломает», «сказывают», «велико ль подлинно твоё уменье», «являть своё искусство стал», «Аврора», «внимая Соловью», «изрядно», «неложно», «навострился»?

2. В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к басням. Как вы объясните иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов, ни корней?

Кто из художников-иллюстраторов чаще других встречался вам при чтении басен?

Проект

Подготовьте вечер, посвящённый басням различных авторов или басням И. А. Крылова. Предварительно составьте план вечера или программу, например:

    1. Рассказы о баснописцах («литературоведы»).

    2. Конкурсное индивидуальное чтение басен с последующим рецензированием.

    3. Конкурсное инсценирование басен.

    4. Прослушивание актёрского чтения басен (аудиозаписи).

    5. Рассматривание и оценка иллюстраций к басням.

    6. Конкурс рисунков учащихся к басням («художники»).

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru