|
|
|
Обрядовый фольклор
Пословицы и поговорки (окончание)ПоговоркиЛёгок на помине.
Обогащайте свою речь 1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга? 2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость». 3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. 4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы. Развиваем свою речь 7. Определите смысл поговорок: «Заткнуть за пояс» —победить кого-либо;
Составьте предложения с этими поговорками. 2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей. 3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц. 4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений? 5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части: Пень не околица...........................................................
Назовите пословицу по её второй части: .................................................. так и в лес не ходить.
Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный). 6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. 7. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.
|
|
|