|
|
|
Из «Повести временных лет»
Сказание о белгородском киселеВ лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный. И собрали в городе вече1 и сказали: 1 Ве́че — собрание горожан для решения общественных дел. — Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём. Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю. Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце. Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем. Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город. И пришли они в город, и сказали им люди: — Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами. И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами». Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси. Размышляем о прочитанном 7. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город? 2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания. 3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»? Развиваем свою речь 1. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»? Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими? 2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения. 3. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»? 4. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается? Фонохрестоматия «Сказание о белгородском киселе»1. Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актер? 2. Какими чувствами наполняется голос летописца в финале? 3. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён? 4. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»? 5. Подготовьте выразительное чтение «Сказания...», передавая величественную простоту речи летописца.
|
|
|