|
|
|
Прозаическое произведение Пушкина
О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»«Повести Белкина» — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. В основе «Повестей Белкина» — истории, случаи, происшествия провинциального быта. В действие включены люди различных сословий и профессий. Автор хочет уверить читателя, что всё рассказанное — правда, что это истинные истории. Именно поэтому Пушкин даёт слово для повествования Белкину. Причём различные повести имеют разных повествователей: подполковник И. Л. П. рассказывает повесть «Выстрел», девица К. И. Т. — «Метель» и «Барышню-крестьянку». События, о которых рассказывает Белкин, в его глазах выглядят истинно романтическими, в них есть всё: дуэли, неожиданные случайности, любовь, смерть, тайные страсти, приключения. «Барышня-крестьянка» — пятая, последняя по счёту повесть из «Повестей Белкина», рассказанная девицей К. И. Т. В её основе тайны и переодевания. Шуточные драматические события рассеиваются, когда реальные жизненные условия требуют исполнения воли родителей вопреки, казалось бы, чувствам детей. Однако на самом деле желания родителей и детей совпадают. Пушкин смеётся над уловками персонажей и являет действительные лица, сияющие молодостью и здоровьем. Размышляем о прочитанном Прочитайте самостоятельно повести «Выстрел» и «Барышня-крестьянка», подготовьте ответы на вопросы для беседы в классе. Фонохрестоматия 1. В начале повести «Барышня-крестьянка» Пушкин даёт характеристики Ивану Петровичу Берестову и Григорию Ивановичу Муромскому. Перечитайте первую страницу произведения. О ком из героев писатель пишет с бо́льшим почтением и уважением? В какой из характеристик заметна ирония автора? 2. Как вы думаете, зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3. Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора? 4. Как вы думаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень удивилась, когда услышала, что тот весел и румян? 5. С каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? Как это чувство передаёт автор? 6. Прислушайтесь к диалогу Лизы (якобы Акулины) и Алексея. Как вы считаете, удаётся ли Лизе говорить простой крестьянской речью? Чем отличается речь Лизы от речи Алексея? 7. Подготовьте выразительное чтение одного из диалогов повести «Барышня-крестьянка». 8. Прочитайте и другие повести Белкина. Составьте устный или письменный отзыв об одной из них или инсценированное чтение. Проект Подготовьте и проведите с одноклассниками и родителями под руководством учителя читательскую конференцию по теме «„Повести Белкина" А. С. Пушкина» . Подготовьте к конференции развёрнутые читательские отзывы о прочитанных призведениях, иллюстрациях художников к повестям, экранизациях произведений А. С. Пушкина. Завершить конференцию молено инсценировкой эпизодов одной из повестей.
|
|
|