|
|
|
М. Ю. Лермонтов
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок»«Листок». Стихотворение написано в 1841 году. В центре стихотворения — одинокий листок, который оторвался от ветки родимой, засох, увял от холода, зноя, горя. Гонимый листок докатился до Чёрного моря. В противоположность ему у моря стоит молодая чинара, с ней шепчется ветер, на ветвях качаются райские птицы. Сравниваются два мира: листок окружают враждебные силы, чинару — ласковый ветер. Листок-странник молит приюта, но чинара отвергает его, отказывается приютить листок. «Иди себе дальше», — говорит чинара, но дальше — море, гибель для листка. Некоторые литературоведы считают, что в образе до срока созревшего листка угадывается второй план, раскрывающий тему бесцельного существования, разрыва исторических связей и преждевременного созревания лермонтовского поколения. ЛИСТОКДубовый листок оторвался от ветки родимой
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
И странник прижался у корня чинары высокой;
Один и без цели по свету ношуся давно я,
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Размышляем о прочитанном 1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным? 2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой нее образ листка и чинары создаётся в стихотворении? Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»? 3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните? 4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему? Фонохрестоматия «Листок»1. Как драматизм «жизни» листка передаёт актёр? 2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему? 3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему? 4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал? 5. Подготовьте выразительное чтение «диалога» листка и чинары по ролям. Для этого попробуйте дать характеристику персонажам, а после этого решите, какие чувства должны звучать в словах героев стихотворения; какова должна быть манера произнесения слов, интонация.
|
|
|