Главная >> Литература 6 класс. Часть 2. Коровина

Д. С. Самойлов

Стихотворение: Сороковые

    Сороковые, роковые,
    Военные и фронтовые,
    Где извещенья похоронные
    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.
    Просторно. Холодно. Высоко.
    И погорельцы, погорельцы
    Кочуют с запада к востоку...

    А это я на полустанке
    В своей замурзанной ушанке,
    Где звёздочка не уставная,
    А вырезанная из банки.

    Да, это я на белом свете,
    Худой, весёлый и задорный.
    И у меня табак в кисете,
    И у меня мундштук наборный.

    И я с девчонкой балагурю,
    И больше нужного хромаю,
    И пайку надвое ломаю,
    И всё на свете понимаю.

    Как это было! Как совпало —
    Война, беда, мечта и юность!
    И это всё в меня запало
    И лишь потом во мне очнулось!..

    Сороковые, роковые,
    Свинцовые, пороховые...
    Война гуляет по России,
    А мы такие молодые!

Размышляем о прочитанном

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?

4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

Творческое задание

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фонохрестоматия

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?

3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?

4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

 

 

???????@Mail.ru