Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 2

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии (окончание)

Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны.

Ю. Г. Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовскот «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения — как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:

    Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они — кто старше, кто моложе —
    Остались там, и не о том же речь,
    Что я их мог, но не сумел сберечь, —
    Речь не о том, но все же, все же, все же...

М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и конты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о пивших бойцах.

Из стихотворения «Калина» А. ЛСигулина.

    ...Окопы старые
    Закрыты пашнями.
    Осколки острые
    Давно поржавели.

                    Но память полнится
                    Друзьями павшими,
                    И сны тревожные
                    Нас не оставили...

и слова Владимира Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:

    У братских могил нет заплаканных вдов, —
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?..

Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Ю. Г. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне — это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей, они почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле — наши ровесники — я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

Вопросы и задания

1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны.

Свои вопросы подтвердите стихотворениями о войне наиболее любимых вами поэтов.

2. Как вы думаете, чем помогала людям поэзия и проза на фронте и в тылу?

Совершенствуйте свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки?

    Грянул год, пришел черед,
    Нынче мы в ответе
    За Россию, за народ
    И за все на свете.

    (А. Твардовский)

    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    (А. Ахматова)

    Я только раз видала рукопашный.
    Раз наяву и тысячи во сне.

    (Ю. Друнина)

2. Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне?

3. Составьте программу вечера, посвященного произведениям о войне, и организуйте его в классе.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru