|
|
|
Час мужества
Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии (окончание)Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны. Ю. Г. Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовскот «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения — как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью: Я знаю, никакой моей вины
М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и конты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о пивших бойцах. Из стихотворения «Калина» А. ЛСигулина. ...Окопы старые
Но память полнится
и слова Владимира Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»: У братских могил нет заплаканных вдов, —
Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время? Ю. Г. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне — это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей, они почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле — наши ровесники — я имею в виду сыновей полка. Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу. Вопросы и задания 1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны. Свои вопросы подтвердите стихотворениями о войне наиболее любимых вами поэтов. 2. Как вы думаете, чем помогала людям поэзия и проза на фронте и в тылу? Совершенствуйте свою речь 1. Как вы понимаете следующие строки? Грянул год, пришел черед,
(А. Твардовский) И мы сохраним тебя, русская речь,
(А. Ахматова) Я только раз видала рукопашный.
(Ю. Друнина) 2. Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне? 3. Составьте программу вечера, посвященного произведениям о войне, и организуйте его в классе.
|
|
|