Главная >> Литература 8 класс. Коровина. Часть 1

Древнерусская литература

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (страница 3)

В то время был царь сильный в стране Восточной14. Ему покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр так славен и храбр, мал к нему послов и сказал:

    14 Царь в стране Восточной — хан Батый,

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нем до устья Волги. И начали жены моавитянские15 пугать детей своих, говоря:

    15 Моавитя́не — библейское племя. Автор повести так называет татарских женщин.

- Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного атому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый и а брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними16. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Ноигороде, а дойдя до Городца17. разболелся.

    16 Русские должны были платить дань Орде, но они не участвовали в войнах монголотатар. Требование «воевать наместе» так и не было удовлетворено.
    17 Городе́ц — город на Волге.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы18 твои вместе со словами! Как не разорвется сердце твое от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним.

    18 Зени́цы — глаза.

И так Богу дух свой предал с миром в дето 1263, месяца ноября: в 14-й день. Митрополит же Кирилл оказала:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

 

 

Воинская повесть — произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашестаиях, осаде городов, подвигах воинов.

Житие — описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры. Среди святых были и полководцы, например Александр Невский, которого Церковь причислила к лику святых за его заслуги перед православием, которое он защищал в стане ордынцев. Если в произведении рассказывается о святом и о полководце, то переплетаются элементы «жити» и «воинской повести». Попробуйте вычленить эти элементы. Прочитайте избранные фрагменты. Обоснуйте свой выбор.

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какой теме посвяжена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картны видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

Будьте внимательны к слову

1. Как вье понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Нe в силе Бог, но в правде»? Как знали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский и называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т, д.

Развивайте дар слова

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

<<< Страница 2

 

 

???????@Mail.ru