|
|
|
Древнерусская литература
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра НевскогоВ рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и о храброст...», «Слово о великом князе...», «Житие блаженного великого князя...». «Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание. Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке... «Повести о житии... Александра Невского» подражали, ее цтировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многие других княжеских житиях и воинских повестях.
Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра1, сына Ярослава, а внука Всеволода. Слышал я о ней от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его. 1 Александр Невский (1220 - 1263) — русский князь Новгородский; затем Владимирский. Сей князь Александр родился от князя вел и ко го Ярослава и от матери Феодосии, Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа2, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана3, который пленил всю землю Иудейскую, Так и князь Александр побеждал, но был непобедим. 2 Ио́сиф - герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его и рабство в Египет, где фараон, пораженный его мудростью, назначил его вторым царем.
Потому и пришел из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш4, из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал: 4 Андрея́ш — Mагистp Ливонского ордена. Орден учрежден в 1237 году для покорения Прибалтики, называвшейся тогда Ливонией. — Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя. И услышал король полуночной части Римской страны5 о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову». 5 Римской страной назывались все земли католического Запада, И собрал король силу великую6, наполнил множеств и кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришел в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря: 6 Во главе шведского войска стояли князь Биргер и Ульф Фасн. — Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне? Александр же, услышан слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами: — Боже великий и крепкий, основавший землю к положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне! Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утер слезы и начал укреплять дух дружины своей, говоря: — Не и силе Бог, но в правде. И пошел на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберется вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба7. 7 Борис и Глеб - сыновья Владимира Святославича, убитые братом Святополком Окоянным.
|
|
|