|
|
|
Литература
Биография А. С. Пушкина
История была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о ее будущем. Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народныe движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории. Его привлекали переломнные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием. Пушкинское отношение к истории было лишено черно-белых оценок и подходов. Большое значение он придает силе народного мнения. В «Борисе Годунове» даже измученные голодом и поборами люди из народа способны не только на скорую расправу с ненавистными боярами, но и на сочувствие погибшим родственникам Годунова. Пушкин симпатизирует руководителям народных восстаний (Разин, Пугачев), но отрицает бунт «бессмысленный и беспощадный». Он показывает Петра I как гениального реформатора, гениального полкводца, основателя Петербурга, радетеля о науке и культуре, но, с другой стороны, сочувствует «маленькому человеку», незащищенному и страдающему (« Медный всадник»). Понимая величие Петровских реформ и их историческую необходимость, Пушкин не мог смириться с подавлением личности и свободы простого человека. Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему («Капитанская дочка», «Медный всадник» и др.), но также историком («История Пугачевского бунта», «История Петра» и др.). По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачева. Пушкин внимательно научает исторические документы (летописи, исторические повести и т. д.), над которыми трудится «ревностно и добросовестно». Источником его исторических взглядов были и устные исторические предания. В то же время А. С. Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков. Он обращался к античной и всемирной истории. Все это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе. В. Иванов Вопросы и задания 1. Какие пробемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвещены? 2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»? 3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова? 4. В каком произведении, изученном вами в 7-м классе, Пушкии рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при зтом oт летописного источника? Расскажите об этом. В каком из произведений поэта идет диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идет речь и с кокой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки? Волхвы не боятся могучих владык,
...Младая кровь играет;
|
|
|