|
|
|
Mихaил Юрьевич Лepмoнтoв
Биография М. Ю. Лермонтова
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека. В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей. Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью. От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории. В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку. Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение. С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в стихотворении «Бородино», где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда. Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем. В. Коровин Вопросы и задания 1. Постарайтесь передать близко к тесту содержание статьи В. И. Коровина о поэте. 2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них. 3. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему.
|
|
|