Главная >> Литература 8 класс. Коровина. Часть 2

Поразмышляем над прочитанным...

О героях рассказа А. П. Чехова «О любви»

Герой рассказа «О любви» Алехин утверждает: «...мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю».

В доказательство герой рассказывает историю своей любви. Но, перед тем как изложить ее, он говорит о себе несколько слов, бросающих свет на его характер и на образ русского интеллигента вообще.

Алехин кончил курс в университете, и, судя по всему, ему очень хотелось заняться науками. Он склонен к кабинетной работе. Однако случилось так, что герой поселился в имении, начал вести хозяйство, отнимавшее у него все время, и постепенно забыл и о науке, и о привычках культурного, образованного человека. Испытывая невыносимую скуку и брезгливость оттого, что занимается нелюбимым делом, которое — он чувствует — ему не нужно и которое, кроме душевной пустоты, ничего ему не приносит, он все-таки не бросает имения. Что же мешает ему уехать и начать жизнь, более соответствующую его склонностям и способностям? Долг отца? Но продай Алехин имение, он погасил бы долг, стал бы свободен.

Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его?

Чеховские герои, полюбив, не изжили дурной рефлексии, не возвысили свои души. Их неизменно тянет вниз груз серьезных нравственных сомнений. Запоздалое объяснение, пропущенное счастье! Алехин позднее понимает, как обманчиво было все то, что мешало любить. «Высший, более важный» смысл остался для Алехина недоступным.

Чехов отвергает тезис Алехина о специфичности русской любви... Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления.

    В. Коровин

    Вопросы и задания

1. В чем суть рассказа? О чем он? Кто его герои?

2. Можно ли было предположить, как будут развиваться события? По каким приметам вы сделали такие выводы?

3. Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

4. Каково ваше отношение к героям и их поступкам? Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете концовку рассказа?

5. Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев?

 

 

???????@Mail.ru