Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
Система борьбы с терроризмом (продолжение)
В Российской Федерации борьба с терроризмом организуется в соответствии с действующим законодательством и другими правовыми актами в области борьбы с терроризмом, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями международных договоров РФ.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
В борьбе с терроризмом в Российской Федерации учитывается ряд основополагающих принципов:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских. социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:
защиты личности, общества и государства от терроризма;
предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
выявления и устранения причин и условий, приводящих к осуществлению террористической деятельности.
ВНИМАНИЕ!
При организации контртеррористической операции в зоне ее проведения устанавливается особый правовой режим.
Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:
пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
участия в проведении контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ;
пресечения международной террористической деятельности за пределами территории нашей страны.
В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, ВС РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к ней и при этом были исчерпаны все меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) ВС РФ применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.
Подразделения и воинские части ВС РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя этой операции. Соединения ВС РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:
применений вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их
баз;
использования формирований ВС РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Решение о применении ВС РФ вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ.
Ведение переговоров с террористами
При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.
ВНИМАНИЕ!
К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операции.
При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористического акта не должны рассматриваться политические требования.
ЗАПОМНИТЕ!
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.
Информирование общественности о террористической акции
При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористическом акте осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
При этом не допускается распространение информации:
раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.