|
|
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
§ 19. Источники права
В правоведении понятие «источник права» — одно из «вечных»: оно существует сотни лет, его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни, мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что даёт начало чему-либо, откуда исходит что-либо. Право также имеет своё начало. Давайте узнаем, где находится его источник. Что такое источник праваПраво берёт своё начало в жизни человека и общества, его источником, говоря научно, служат объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, его официального закрепления принято называть формой права. Форма даёт нам возможность получить знания о содержании права. В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться. Итак, источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее его строение, согласно которому право распределяется по отраслям, институтам, нормам, о чём вы уже знаете. Основные источники (формы) праваЗа долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления. Неудивительно, что правоведы указывают разные виды источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также от метить, что крупнейшие современные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право. Правовой обычай (или обычное право) — исторически первая форма права. Возник он в глубокой древности и широко господствовал в эпоху феодализма. Его можно определить как обычай, санкционированный государством, т. е. правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение. В современной российской юридической системе, как утверждают специалисты, роль правового обычая незначительна. Например, в Гражданском кодексе РФ есть статья 5, закрепляющая так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило, которое может регулировать отдельные имущественные отношения. Но может быть и другой путь: в нормативных документах не указана возможность применения обычая, а государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо») санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. Судебный прецедент ещё называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными ценностями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьёй решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создаёт правовые нормы. Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия. В Советском Союзе судебный прецедент вообще не признавался в качестве источника права. И только в современной России он стал постепенно входить в практику. Нормативно-правовой акт. Его полное название звучит так: нормативно-правовой акт государственных органов. Для краткости обычно употребляют термин «нормативный акт». Но в уме всегда следует держать мысль: все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделёнными соответствующей компетенцией — правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты. Итак, нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Внимательно вдумавшись в определение нормативного акта, вы сумеете увидеть его безусловные преимущества перед другими источниками. Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте. Есть и другие особенности. Правотворческие органы имеют возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно-правовой акт. К тому же, поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. Это требование записано в Конституции РФ (ст. 15), оно обязательно, ибо только после публикации нормативного акта государство может требовать исполнения содержащихся в нём норм права. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки не только были точны и понятны, но и толковались бы однозначно, без двусмысленности. (Подумайте почему.) Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права — это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. При этом важно помнить: во-первых, естественные права человека занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека, а в ч. 1 ст. 135 указано, что положения этой главы «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (как вы думаете, почему?). Во-вторых, естественное право, получив конституционное признание и силу действующего права, тем не менее продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права.
|
|
|