|
|
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
§ 26. Экологическое право
Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколько десятилетий прошлого века, и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача — решение проблем охраны окружающей среды. Общая характеристика экологического праваС определением экологического права вы уже знакомы. Напомним: оно представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношениями. Не любые отношения, которые складываются при взаимодействии человека и общества с окружающей средой, можно отнести к экологическим. Например, по земле и воде может проходить граница между государствами или субъектами государства. По поводу этой части земли и воды между государствами или субъектами складываются определённые (порой весьма напряжённые) отношения. Их, конечно же, нельзя назвать экологическими. Это территориальные отношения, которые регулируются нормами государственного права. Данным примером мы хотим подчеркнуть, что экологические отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также по охране окружающей среды (как оборотной стороне её использования). Окружающая среда — главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ООС) определяет её как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Условно эту совокупность можно представить в виде схемы:
Обратите внимание: понятие природная среда (или природа) охватывает как собственно природные, так и природно-антропогенные объекты. Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие его элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект (от греч. anthropos — человек и genos — рождение) характеризуется как природный объект, изменённый в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.). Мы намеренно так тщательно характеризуем компоненты окружающей среды, закреплённые в законе об ООС, поскольку здесь есть пища для размышления об объектах экологического права. Возьмите, к примеру, антропогенные объекты или околоземное пространство. Почему экологическое право включает их в круг экологических отношений? Подумайте, поищите ответ. Для этого необходимо прежде всего вспомнить, в чём суть экологических отношений. Экологическое право имеет комплексную структуру — объединяет нормы природоресурсного и природоохранного права. Первое интегрирует правовые нормы, регулирующие отношения по рациональному использованию природных ресурсов — земли, воды, леса и т. д., отсюда и его название; второе объединяет специальные нормы, регулирующие охрану окружающей среды. А в целом нормы обеих отраслей составляют единую отрасль — экологическое право, которое нередко именуют суперотраслью. Подчеркнём, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регулирующие использование, и нормы, регулирующие охрану, действуют одновременно. Например, земля одновременно используется и охраняется. К источникам экологического права относят все правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юридической силе (вспомните, как определяется юридическая сила нормативно-правового акта) весь массив экологических нормативных актов (экологического законодательства) можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты. Среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый закон об ООС. В основе экологического права лежат определённые принципы, закреплённые прежде всего в законе об ООС (ст. 3). Главный из них выражает смысл всего экологического законодательства: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Право человека на благоприятную окружающую средуЭто право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни. Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио- де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Наша Конституция в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических права человека и гражданина: 1) на благоприятную окружающую среду, 2) на достоверную информацию о её состоянии и 3) на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В законе об ООС благоприятная окружающая среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Учёные-экологи объясняют, что среда является благоприятной, если её состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся её чистоты (незагрязнённости), ресурсоёмкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства. Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право предусматривает так называемое экологическое нормирование, т. е. закреплённые в правовых документах показатели предельно допустимого воздействия на среду. Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является закон об ООС. В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, в которую входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Понятно, что проанализировать всю систему экологического нормирования здесь невозможно, да и не нужно. Важно уяснить главное: цель экологического нормирования — обеспечить экологическую безопасность. Коротко поясним: научно обоснованные нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (например, ПДК двуокиси азота в атмосфере воздуха не должны превышать 0,085 мг/м3). Нормативы ПДВ устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду. А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Это право закреплено в Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов, и прежде всего в законе об ООС. Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискажённое состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопасности граждан. Для тех, кто внимательно изучал отечественную историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под тотальным контролем государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых вопиющих примеров можно отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв радиоактивного излучения. Такова трагическая плата за нарушенные права человека. Конституция РФ (ст. 41, ч. 3) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как действует эта статья.
|
|
|