|
|
|
Обществознание 10 класс
Как успешно подготовиться к ЕГЭУважаемые старшеклассники! После окончания школы многие из вас выберут предмет «Обществознание» для Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но для того чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно серьёзно и системно изучать предмет, овладевать необходимыми знаниями и умениями. И именно учебник станет вашим главным помощником. Нужно научиться выполнять различные варианты заданий, включаемых в экзаменационный вариант. В этом вам поможет тетрадь-тренажёр, входящая в УМК. При выполнении заданий вам необходимо будет неоднократно обращаться к учебнику. Запомните, что именно содержание учебника положено в основу экзаменационных заданий. Покажем это на примерах отдельных, наиболее сложных заданий ЕГЭ. В задании В5 второй части экзаменационной работы приводится пять взаимосвязанных суждений. Их нужно распределить по трём группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения — теоретические утверждения. Сразу оговоримся, что в реальности суждения часто носят комплексный характер, включая, допустим, оценочную составляющую и фактическую констатацию. Но при составлении заданий для экзамена используются так называемые чистые формы, которые чётко выражают либо оценку, либо факт, либо теоретическое положение. Практически любой фрагмент учебника можно использовать для овладения умением различать эти три вида суждений. Возьмём для примера текст «фонарика» «Общество и природа» в § 1. Поставим первую задачу — выявить суждения-факты. Здесь их несколько: осушение в давние времена болот вокруг Флоренции, разбивка садов и виноградников на склонах Кавказских гор и т. п. Теперь постараемся обнаружить суждения-оценки, выражающие отношение к рассматриваемому предмету. Их тоже в данном тексте немало. Наиболее красноречивым примером может служить приведённое высказывание известного тургеневского героя: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Оценочные суждения, в отличие от суждений — констатаций фактов, можно оспорить, подвергнуть сомнению. Это в полной мере относится к приведённому выше высказыванию Базарова. Что же касается теоретических положений, то к ним в первую очередь отнесём данные в тексте определения понятий «общество», «культура», вывод о неразрывной связи природы и общества. Внимание к учебному материалу под углом зрения различения отдельных разновидностей суждений поможет вам и при написании эссе (задание С9) в части подбора аргументов фактического характера и раскрытия темы на теоретическом уровне. Отвечая на вопросы к фрагментам источников, приводимых в рубрике «Документ», вы сможете лучше подготовиться к выполнению экзаменационных заданий C1—С4. Нередко после экзамена выпускники говорят, что текст документа к заданиям C1—С4 они получили по философии или по праву, а они не имеют опыта работы с такими источниками. Обращаем ваше внимание, что в учебнике представлены различные по стилю и жанру документы по каждой теме курса, и работа с ними существенно обогатит ваш опыт осмысления неадаптированного текста1. 1 Советуем также использовать при подготовке к ЕГЭ «Тетрадь- тренажёр» (авторы Котова О. А., Лискова Т. Е.). Содержание каждого документа связано с идеями предшествующего ему параграфа и отражает авторскую точку зрения по определённой проблеме. Вопросы к документам в своей совокупности представляют все основные типы заданий к фрагментам текстов, включённых в контрольные измерительные материалы. Задания С1 и С2, как правило, требуют поиска имеющейся в тексте информации, её анализа и интерпретации. Несмотря на видимую простоту этих требований, даже наиболее подготовленные выпускники нередко испытывают затруднения при выполнении таких заданий на экзамене. Избежать проблем поможет последовательное выполнение заданий к документам, представленным в учебнике. К каждому параграфу даются документы с заданиями, включающими анализ содержания текста, поиск информации, подтверждающей его положения, задания на развитие умений сравнивать содержательные идеи, делать выводы и т. п. Например: «Найдите в тексте источника строки, где автор говорит о движении деятельности» (§ 5). Или: «В чём, на взгляд автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?» (§ 16). Другие задания к документам нацелены на установление связи содержания источника с отдельными теоретическими положениями изученного параграфа. Тренируя своё умение устанавливать и описывать такие связи, вы подготовитесь к выполнению заданий СЗ, для выполнения которых потребуются глубокие знания соответствующей темы обществоведческого курса. Среди заданий к документам есть и ещё одна разновидность — задания, требующие объяснения или иллюстрации тех или иных социальных явлений с опорой на текст документа либо определённых авторских суждений и сделанных автором выводов с опорой на обществоведческие знания. Такое требование достаточно часто лежит в основе экзаменационных заданий С4. В качестве примера приведём вопросы и задания к документу, представленному в § 2, — фрагменту из работы американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».
Первое задание состоит из двух частей. Первая часть — это вопрос непосредственно по тексту: компоненты, которые входят в общество, названы автором. Вторая часть первого задания выводит на связь с изученным материалом. Надо обратиться к имеющимся знаниям, чтобы назвать сферы жизни общества, а затем провести дифференциацию большого числа входящих в общество составляющих, названных автором. Второе задание включает одно из основных понятий §2 — понятие социального института. Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить, что такое социальный институт, а затем из предложенного автором множества примеров выбрать социальные институты. Третье задание вводит ещё одно обществоведческое понятие — понятие социальной системы и предлагает вам самостоятельно сформулировать доказательства системности авторских представлений об обществе.
|
|
|