|
|
|
Глава 1. Человек в обществе
§ 8. Современное общество (продолжение)Глобальная информационная экономикаГлобализация и информатизация с конца XX в. преобразили деятельность человека, в первую очередь в экономической сфере. С точки зрения экономиста, глобализация — это создание в конце XX в. мирового рынка товаров и услуг, рабочей силы, капиталов и информации. Какие новые качества обрела современная глобальная экономика? Вы уже знаете, что субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау). В международных экономических отношениях действует свыше 80 тыс. подобных фирм (и свыше 800 тыс. их филиалов и дочерних компаний), хотя реальное влияние оказывают примерно 500 ТНК. Они занимают ведущие позиции в электронной, авиакосмической промышленности, в производстве новых материалов. Среди них 133 американские компании, 67 японских, 61 китайская, 35 французских, 34 немецких, 30 британских. Динамично развиваются российские (7) и индийские (8) компании. В новых условиях изменился характер взаимодействия мировой и национальных экономик: мировое экономическое сообщество выступает как целостная экономическая система, которая всё больше определяет функционирование экономики отдельных государств. Развивается регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов (Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.). Регионализация не противоречит глобальным тенденциям, выступая одним из уровней единой мировой экономики. Вместе с тем, чтобы добиться высокого уровня информатизации экономики, недостаточно усилий отдельных фирм. Важную роль в экономике (от финансирования исследовательских программ и обучения специалистов до защиты конкурентной среды) играет инновационная экономическая политика государства. Исследователи выделяют три модели взаимодействия государства и различных социальных институтов, условно называя их американской (на примере США), азиатской (на примере Сингапура) и европейской (на примере Финляндии). Первая модель развивается при наименьшем вмешательстве государства в экономические и социальные процессы. Это обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, но сохраняется достаточно высокий уровень социального неравенства. Вторая модель отдаёт приоритеты государству и фактически развивается в рамках авторитаризма. При этом высоки показатели экономического развития, но существуют определённые проблемы в сферах образования и здравоохранения. Третья модель связана с активностью государства как в финансировании исследовательских программ и информационных технологий, так и в стремлении максимально повысить качество жизни граждан. Информатизация глобальной экономики ещё одна её важнейшая черта. Она проявляется в развитии информационных технологий, опережающем росте затрат на научные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области. Информационные технологии сверхбыстро развиваются и внедряются в повседневность и производственный процесс. В ВВП растёт доля информационных отраслей, численность работников, связанных с обработкой информации, также возрастает. Видоизменяются организационные формы экономической деятельности. Прежде всего работа с информацией не требует обязательного присутствия работника в производственном помещении или офисе. Сейчас большой популярностью пользуются различные социальные сети. Информационная экономика также приобретает сетевую структуру. Фирмы или работники из «узлов» сети участвуют в совместной деятельности с минимальными затратами на коммуникацию. Субъектами сетевой экономики становятся центры знаний и инноваций, подобные широко известной Силиконовой долине в США или Сколково, который создаётся в нашей стране. Об эффективности инновационной политики государства свидетельствует количество научных работников, занятых в сфере НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на получение новых знаний и создание новых технологий), число опубликованных научных статей, полученных патентов и т. д. Информационная экономика предъявляет новые требования к работнику. Квалифицированные сотрудники должны обладать значительным творческим потенциалом, который позволяет выполнять главную задачу: производить информацию и знания в сфере информационных технологий. Именно знания становятся решающим фактором прогрессивного развития и конкурентоспособности. Роль интеллектуальных ресурсов в развитии информационного общества подчёркивается выделением такого фактора, как интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны. В качестве регулятора глобальной информационной экономики действуют международные экономические и финансовые организации, такие, как МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), Всемирный банк. Создание сетевой экономики и её роль в глобальном экономическом пространстве, конкурентоспособность страны, развитие инновационной системы, технологическое развитие выступают критериями развития информационной экономики как сферы информационного общества. Основой информационного общества становится не материальное производство, а производство информации и знаний с помощью информационных технологий. Социально-политическое измерение информационного обществаФормирование глобальной информационной экономики тесно связано с возникновением новой политической и социальной структуры. Один из авторитетных исследователей информационного общества социолог Мануэль Кастельс, автор книги «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1999), писал, что изменился мир в целом, потому что информационные технологии усилили и увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. В этой ситуации иначе действуют государство и СМИ, меняется роль социальных институтов. Вы уже знакомы с особенностями экономической политики государств в информационном обществе. Какие изменения характерны для социальной и политической сфер? Новые реалии способствуют развитию гражданского общества. Во всемирном пространстве между различными социальными субъектами независимо от их местоположения происходят многообразные взаимодействия в режиме реального времени. Каждый человек имеет возможность получать любую информацию от любого сообщества или государства и использовать её. Решение социальных и политических проблем также зависит от информационной среды, при этом не имеет значения уровень проблем. Это может быть желание домохозяйки получить новый рецепт пирога; консультация со специалистом-медиком о проявившихся симптомах заболевания; необходимость получить паспорт или записать ребёнка в школу; борьба с нарушениями, допущенными во время избирательной кампании или в ходе проведения следственных мероприятий, и т. д. Укрепляются горизонтальные связи между гражданами, общество получает новые возможности контролировать государственные институты, отдельных представителей государственного аппарата. Потенциал информационного общества заставил политологов и политиков выдвинуть идею электронной демократии (e-democracy). Граждане с помощью информационных технологий получили возможность активно влиять на политический процесс: участвовать в консультациях, конференциях и дискуссиях по важнейшим политическим проблемам, излагать свою позицию, получать различную информацию о деятельности политических партий, движений и государственных органов и, руководствуясь ею, создавать группы поддержки или противодействия. Социальный опыт показывает, что Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. Вместе с тем инструментальные возможности глобальной сети могут быть использованы и для дестабилизации обстановки в различных странах. При анализе перспектив информационного общества учитывают такую его характеристику, как возникновение социальных сетей и сетевых сообществ. Достаточно легко представить себе взаимодействие людей в форме сети: индивид — это точка, линии пересечения — различные контакты индивидов. Чем больше линий пересекается в одной точке, тем больше число социальных групп, в которые включён индивид. Фактически социальные сети существовали всегда. Однако термин «социальная сеть» вошёл в научный оборот только в первой половине 1950-х гг. Появление компьютерных технологий и Интернета привело к возникновению компьютерных социальных сетей. Через компьютерные социальные сети можно найти друга детства, познакомить мир с событиями личной жизни, обсудить волнующую проблему, выплеснуть недовольство и агрессию или, наоборот, продемонстрировать любовь и понимание. Получается, что человек решает свои проблемы, проживая их в виртуальном мире, и это может обернуться как благом, так и злом для каждого из пользователей Сети. Сетевые сообщества приобрели популярность у рекламодателей. Сведения, которые сообщают члены сообществ при регистрации, позволяют накапливать личные данные о множестве людей. Анонимность участников сетевого сообщества в виртуальном пространстве не исключает возможности контроля за каждым пользователем. Формирование информационного общества — объективный процесс, но различные социальные и политические силы оказывают воздействие на его развитие. В 2003—2005 гг. состоялся форум по вопросам информационного общества, в котором участвовали представители 175 стран. Построение информационного общества было объявлено глобальной задачей нового тысячелетия, решение которой базируется на принципах открытости, ориентации на интересы людей, уважении достоинства личности, равенстве мужчин и женщин, соблюдении суверенного равенства всех государств, использовании возможностей нового общества для ликвидации голода и нищеты. Отмечались также необходимость всеобщего начального образования и особая роль науки в обществе. Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере. Интересы личности связаны с реализацией конституционных прав на доступ к информации, на её использование в деятельности, а также с защитой информации, которая обеспечивает личную безопасность. Интересы общества заключаются в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства вы ражаются в создании условий для: а) развития российской информационной инфраструктуры; б) реализации конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации; в) защиты конституционного строя, законности и правопорядка, суверенитета и территориальной целостности России, её политической, экономической и социальной стабильности; г) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Политическими критериями сформированности информационного общества выступают наличие и развитость институтов гражданского общества, свобода получения и создания информации, открытость общества для глобальных процессов.
|
|
|